Нельзя? Льзя!
— Сюда нельзя!
— Это не трогай!
— Не бегай по лужам!
Разные «нельзя», «не лезь» и прочие «не», адресованные детям, часто слышны и на детской площадке, и в парке, и на улице. Разумеется, взрослые хотят оградить малышей от опасности. Но попробуем взглянуть на мир глазами крохи, исследующего мир.
Новая игрушка? Ее нужно ощупать, рассмотреть, понюхать, послушать и попробовать на вкус.
Малыша опустили на пол? Эту поверхность нужно изучить так же основательно. Но как только кроха лизнул пол, тут же звучит: «Нельзя!» А как же иначе узнать, что пол невкусный?
Если ребенок будет жить в окружении постоянных запретов, полноценное раннее развитие будет невозможным. Да и последующие жизненные этапы, например, подготовка к школе, не должны сопровождаться одним только «нельзя».
Это вовсе не означает, что ребенок должен жить в царстве вседозволенности: в обществе есть правила, которым рано или поздно придется следовать.
Поэтому скажем, что запрещать не только можно, но и нужно. Главное разобраться, как это делать.
Учимся запрещать эффективно
Если вы что-то запрещаете, делайте это спокойно, но твердо. Ребенок должен видеть: вам не нравится его действие.
На практике же часто происходит обратное. «Не дергай маму за волосы», — говорит мама сидящему на коленях крохе, но при этом улыбается. Ребенок не воспринимает эти слова как запрет и видит в своих действиях лишь игру. А ведь нужно было сказать твердо и тут же опустить малыша на пол. Запрет должен быть запретом.
В действиях важна последовательность. Если малышу ничего нельзя брать на папином столе, то нельзя всегда, даже если ему под руки попался какой-нибудь ненужный листок. В следующий раз подобный листок может быть важным служебным документом.
Кроме этого, последовательными в запретах должны быть все члены семьи. Если мама говорит, что белое платье не стоит надевать, отправляясь играть в песочницу, папа не должен заступаться за юную модницу.
Формируйте запреты максимально конкретно. В среде детских психологов и педагогов бытует мнение, что частица «не» детишками не воспринимается. Когда мы говорим: «Не делай», малыш слышит утверждение («делай»). Конструкции с запретом через «не» слишком сложны для восприятия малыша. Поэтому слово пусть слово «нельзя» звучит как можно реже. Вместо него используйте заменители. Например, опасно:
— На дороге опасно! Стой!
Более того, есть замечательный антоним «можно», который успешно используется для переключения внимания крохи.
- Играть с мячом в квартире нельзя, но есть фитнес для детей и детская площадка. Вот там упражняться можно и нужно.
- Нельзя бросать на пол чашки, но если хочется посмотреть, как падают предметы, можно «ронять» мягкие игрушки.
- Нельзя рычать, как львенок, на детской площадке, потому что рядом коляска со спящим малышом. Но можно уйти подальше и порычать там. А еще можно дождаться занятий с логопедом, и в кабинете специалиста изобразить, как красиво звучит «р-р-р».
Иными словами, чаще вместо «нельзя» говорите: «можно, но не здесь / не сейчас, и сразу же проговаривайте альтернативу.
Полезно помнить
Ваш пример — лучший стимул для малыша. Если говорить, что дорогу можно переходить только на зеленый свет, но тут же нарушить правило, едва ли малыш его усвоит.
Помните: ребенка невозможно оградить от всех опасностей. Мудрая пословица гласит, что умные родители порой разрешают детишкам обжигаться.
Как узнать, что дверь твердая, а книга тяжелая? Только опытным путем: ударившись о дверь и обрушив на себя книгу.
Представьте, что кроха с интересом изучает острый нож. Что вы будете делать? Разумеется, можно отобрать и спрятать, но ведь малыш его найдет, когда вас не будет рядом. Лучше скажите: «Больно! Опасно!» и даже слегка уколите ладошку. Так вы и любопытство ребенка удовлетворите, и покажете, что нож не игрушка.
А если кроха проигнорировав и ваш запрет, и ваше объяснение, оказался в неприятной ситуации, напомните ему ваши слова. Например, вы говорите: «Нельзя раскачиваться на стульчике. Это опасно: можно упасть, будет больно». Кроха раскачивается и, разумеется, падает. Успокойте непоседу и напомните: «Я ведь говорила, что это опасно».
Пусть малыш учится верить вам и собственному опыту: это позволит избежать многих проблем в будущем.