Что дают развивающие занятия для детей 1-3 лет
Мария Монтессори, известная своей авторской педагогической методикой, выделила несколько важных периодов развития ребенка. Они называются сензитивными, или “чувствительными”; это золотое время, когда новые навыки формируются сами собой, без видимых усилий, а малыш крайне восприимчив к определенному виду деятельности.
Задача родителей — знать эти вехи в развитии ребенка, создать поддерживающую среду и помочь малышу в своевременном психологическом и физическом развитии.
Важно не опоздать: пластичный детский ум открыт к быстрому легкому формированию умений и навыков, но только в определенном возрасте. После него “окно возможностей” закрывается, и важно не упустить благоприятный момент.
Как не упустить “окно возможностей”: руководство для родителей
Монтессори выделила следующие периоды чувствительности и восприятия у детей:
- сензитивный период развития речи (0-6 лет)
- сензитивный период восприятия порядка (0-3 года)
- сензитивный период сенсорного развития (0-5,5 лет)
- сензитивный период восприятия маленьких предметов (1,5-6,5 лет)
- сензитивный период развития движений и действий (1-4 года)
- сензитивный период развития социальных навыков (2,5-6 лет)
При этом каждому периоду соответствует определенный набор навыков, которые дети осваивают с наименьшими усилиями. Это время, когда основные составляющие детского интеллекта —реакция на новое (любопытство), речь и познавательная активность — направлены на жадное поглощение, впитывание и воспроизведение нового опыта, то есть, на практическое обучение.
Так, в периоде развития речи малыш с удовольствием лепечет, пытается повторять слова, которые слышит от взрослых. Косвенно речевую активность стимулирует и действия мелкой моторики, когда ребенок что-то трогает, перебирает, устанавливает связь “предмет — слово”.
На этапе развития движений и действий малыш становится “вечным двигателем”, с удовольствием носится по дому, предпочитает подвижные игры и возню, тем самым устанавливает связь с собственным телом, с его положением в пространстве, а косвенно — и стимулирует развитие мозга.
В периоде восприятия маленьких предметов ребенок перебирает бусины, пуговки, желуди и каштаны, с удовольствием занимается с крупами и горохом: прячет, пересыпает, сортирует сыпучие предметы. Так он познает устройство подручных материалов и тренирует моторику рук, которая тесно связана с развитием мозга.
Интерес к мелодиям, чувство ритма, попытки подтанцовывать или дергаться в такт музыке появляются с приходом периода музыкального развития. Чувство мелодии и ритма, зачатки музыкального слуха — результат этого этапа.
В период развития чувства порядка на первый план выходит предсказуемость и следование ритуалам в жизни малыша. В противном случае он не будет чувствовать себя в безопасности. Предсказуемость обстановки и поведения окружающих, таким образом, важное условие формирования базового чувства доверия к миру.
Сенсорное развитие, а следом и период утончения чувств, служит для научения ребенка различению собственных ощущений и чувств: тактильной чувствительности, обоняния, вкуса, кинестетике. Органы чувств служат для познания мира на уровне взаимодействия с ним через тело, зрение, слух, вкус. Затем на основании этих примитивных ощущений строится чувственный опыт, развивается эмоциональная сфера и креативность.
Основные периоды развития, ведущий тип деятельности на этих этапах и задачи для удачного прохождения представлены в таблице.
Возраст | Над чем работать | На что делать упор |
с рождения до 6 лет, пик в 3 года
| Речевой аппарат Речевые центры Сенсорное воспитание | Развитие мелкой моторики Наработка двигательного, зрительного, слухового опыта Изучение разных температур, фактур, форм, цветов, предметов Активный словарь |
с 1 до 4 лет | Изучение движений, действий Координация | Танцевальные занятия Подвижные, ритмичные игры Ладушки-хлопушки |
с 1.5 до 3 лет | Интенсивное развитие мускулатуры Основы синтеза, анализа, дробности мира | Развитие мелкой моторики Взаимодействие с мелкими предметами Сортировка Подвижные игры |
с рождения до 3 лет | Восприятие порядка, стабильности, последовательности | Логические игры Рисование по контуру Раскрашивание |
с 2.5 до 6 лет | Тонкие сенсорные впечатления Восприятие Органы чувств Сенсомоторное умственное развитие Тактильно-кинетическая, вкусовая, запаховая чувствительность Творческий потенциал | Развитие мелкой, крупной моторики Рисование песком Игры с водой Музыкальный театр Подвижные игры Актерское мастерство Детская хореография |
с 2 до 6 лет | Восприятие музыки Формирование чувства ритма, мелодичности, слуха Усвоение моделей, норм поведения, понятий нравственности Социальные навыки | Чтение, постановка сказок и сценок Подвижные игры, хороводы |
Гармоничное, полноценное развитие опирается на правильную работу органов и систем организма, то есть речь о нормативном развитии. К тому же как следует из возрастной градации, многие периоды чувствительности начинаются с момента рождения и наслаиваются друг на другая, усиливая результаты.
В этом контексте под “ранним развитием” подразумевается организация поддерживающей среды, чтобы малыш мог успешно пройти этой природой созданные “окна возможностей”. И задача родителей — создать такую среду.
Как должны строиться занятия в раннем возрасте
Множество программ раннего развития предлагают детские центры, ведь не всегда у родителей есть достаточные ресурсы, в том числе временные, чтобы создать идеальную среду и тренировать развитие навыков малыша дома.
Детские тренинги проходят под контролем профессиональных педагогов. Специалисты формируют благоприятную психологическую обстановку и безопасную, дружественную среду. Программы учитывают особенности детской физиологии и строятся по принципу «от простого к сложному».
Педагоги активируют ключевые виды деятельности: лепка, пение, наблюдение, взаимодействие, физические упражнения. Применяют принципы повторения и закрепления материала. Каждое занятие гармонично развивает ощущения, логику, мышление, память.
Занятия по раннему развитию с детьми до года
Педагоги преподносят материал в игровой форме, используют музыкальное сопровождение, пестушки, потешки. Акцент ставят на ритм и интонации, – ребенок полностью воспринимает информацию и получает удовольствие от процесса обучения.
Задачи:
- Развитие речи, интеллекта, психоэмоциональной сферы.
- Улучшение памяти, концентрации внимания.
На первом году жизни занятия проводят совместно с родителями. Активное участие мам и пап доставляет радость и укрепляет отношения.
Занятия по раннему развитию с детьми до 2 лет
Для детей 1-2 лет педагоги начинают познавательно-ориентировочную деятельность. Ребенок осваивает дидактические игры, конструкторы, раскрашивание по контуру, пазлы. Изучение доступных сюжетов активирует мыслительные процессы, учит отвечать на вопросы.
Задачи:
- Развитие мелкой моторики.
- Социализация, укрепление взаимодействия в коллективе.
- Становление навыка общения.
Занятия по раннему развитию с детьми в возрасте 3 лет
Ребенок выполняет упражнения, продолжающие развивать речь и мелкую моторику. В комплекс занятий входят рисование, аппликации, конструирование, лепка. Педагоги используют дидактические материалы и развивающие игрушки.
Задачи:
- Совершенствование координации, воображения.
- Изучение цветов, оттенков.
- Распознавание звуков, форм, цветов, размеров.
Регулярные занятия в комфортной дружеской среде, грамотный подбор обучающих и дидактических материалов, рекомендации педагогов для “домашней работы” — все это благоприятно сказывается на психоэмоциональном и физическом развитии малышей. Как правило дети, прошедшие программы раннего развития, в будущем показывают более высокие показатели интеллекта, чем “необученные” сверстники.
В детском развивающем центре “Познайка” мы рады пригласить деток от 1 до 3 лет с родителями на развивающие занятия в наш клуб “Мама и малыш”.
Каждое занятие начинается с эмоционального приветствия. Затем следуют подвижные игры, упражнения для мелкой моторики, игры и творческие занятия, направленные на стимуляцию сенсорных ощущений. Составленная программа направлена на всестороннее гармоничное развитие малыша.