nelzya

— Сюда нельзя!
— Это не трогай!
— Не бегай по лужам!
Разные «нельзя», «не лезь» и прочие «не», адресованные детям, часто слышны и на детской площадке, и в парке, и на улице.  Разумеется, взрослые хотят оградить малышей от опасности. Но попробуем взглянуть на мир глазами крохи, исследующего мир.

Новая игрушка? Ее нужно ощупать, рассмотреть, понюхать, послушать и попробовать на вкус.

Малыша опустили на пол? Эту поверхность нужно изучить так же основательно. Но как только кроха лизнул пол, тут же звучит: «Нельзя!» А как же иначе узнать, что пол невкусный?

Если ребенок будет жить в окружении постоянных запретов, полноценное раннее развитие будет невозможным. Да и последующие жизненные этапы, например, подготовка к школе, не должны сопровождаться одним только «нельзя».

Это вовсе не означает, что ребенок должен жить в царстве вседозволенности: в обществе есть правила, которым рано или поздно придется следовать.

Поэтому скажем, что запрещать не только можно, но и нужно. Главное разобраться, как это делать.

Учимся запрещать эффективно

Если вы что-то запрещаете, делайте это спокойно, но твердо. Ребенок должен видеть: вам не нравится его действие.

На практике же часто происходит обратное. «Не дергай маму за волосы», — говорит мама сидящему на коленях крохе, но при этом улыбается. Ребенок не воспринимает эти слова как запрет и видит в своих действиях лишь игру. А ведь нужно было сказать твердо и тут же опустить малыша на пол. Запрет должен быть запретом.

В действиях важна последовательность. Если малышу ничего нельзя брать на папином столе, то нельзя всегда, даже если ему под руки попался какой-нибудь ненужный листок. В следующий раз подобный листок может быть важным служебным документом.

Кроме этого, последовательными в запретах должны быть все члены семьи. Если мама говорит, что белое платье не стоит надевать, отправляясь играть в песочницу, папа не должен заступаться за юную модницу.

Формируйте запреты максимально конкретно. В среде детских психологов и педагогов бытует мнение, что частица «не» детишками не воспринимается. Когда мы говорим: «Не делай», малыш слышит утверждение («делай»). Конструкции с запретом через «не» слишком сложны для восприятия малыша. Поэтому слово пусть слово «нельзя» звучит как можно реже.  Вместо него используйте заменители. Например, опасно:

—  На дороге опасно! Стой!

Более того, есть замечательный антоним «можно», который успешно используется для переключения внимания крохи.

  • Играть с мячом в квартире нельзя, но есть фитнес для детей и детская площадка. Вот там упражняться можно и нужно.
  • Нельзя бросать на пол чашки, но если хочется посмотреть, как падают предметы, можно «ронять» мягкие игрушки.
  • Нельзя рычать, как львенок, на детской площадке, потому что рядом коляска со спящим малышом. Но можно уйти подальше и порычать там.  А еще можно дождаться занятий с логопедом,  и в кабинете специалиста изобразить, как красиво звучит «р-р-р».

Иными словами, чаще вместо «нельзя» говорите: «можно, но не здесь / не сейчас, и сразу же проговаривайте альтернативу.

Полезно помнить

Ваш пример — лучший стимул для малыша. Если говорить, что дорогу можно переходить только на зеленый свет, но тут же нарушить правило, едва ли малыш его усвоит.

Помните: ребенка невозможно оградить от всех опасностей. Мудрая пословица гласит, что умные родители порой разрешают детишкам обжигаться.

Как узнать, что дверь твердая, а книга тяжелая? Только опытным путем: ударившись о дверь и обрушив на себя книгу.

Представьте, что кроха с интересом изучает острый нож. Что вы будете делать? Разумеется, можно отобрать и спрятать, но ведь малыш его найдет, когда вас не будет рядом. Лучше скажите: «Больно! Опасно!» и даже слегка уколите ладошку. Так вы и любопытство ребенка удовлетворите, и покажете, что нож не игрушка.

А если кроха проигнорировав и ваш запрет, и ваше объяснение, оказался в неприятной ситуации, напомните ему ваши слова. Например, вы говорите: «Нельзя раскачиваться на стульчике. Это опасно: можно упасть, будет больно». Кроха раскачивается и, разумеется, падает. Успокойте непоседу и напомните: «Я ведь говорила, что это опасно».

Пусть малыш учится верить вам и собственному опыту: это позволит избежать многих проблем в будущем.