imgonline-com-ua-resizeNpWwtjTREGgZ

— Сюда нельзя!

— Это не трогай!

— Не бегай по лужам!

Разные «нельзя», «не лезь» и прочие «не», адресованные детям, часто слышны и на детской площадке, и в парке, и на улице.  Разумеется, взрослые хотят оградить малышей от опасности. Но попробуем взглянуть на мир глазами крохи, исследующего мир. Новая игрушка? Ее нужно ощупать, рассмотреть, понюхать, послушать и попробовать на вкус. Малыша опустили на пол? Эту поверхность нужно изучить так же основательно. Но как только кроха лизнул пол, тут же звучит: «Нельзя!» А как же иначе узнать, что пол невкусный?

Если ребенок будет жить в окружении постоянных запретов, полноценное раннее развитие будет невозможным (да и последующие жизненные этапы, например, подготовка к школе, не должны сопровождаться одним только «нельзя»).

Это вовсе не означает, что ребенок должен жить в царстве вседозволенности: в обществе есть правила, которым рано или поздно придется следовать. Поэтому скажем, что запрещать не только можно, но и нужно. Главное разобраться, как это делать.

Если вы что-то запрещаете, делайте это спокойно, но твердо. Ребенок должен видеть: вам не нравится его действие. На практике же часто происходит обратное. «Не дергай маму за волосы», — говорит мама сидящему на коленях крохе, но при этом улыбается. Ребенок не воспринимает эти слова как запрет и видит в своих действиях лишь игру. А ведь нужно было сказать твердо и тут же опустить малыша на пол.Запрет должен быть запретом.

В действиях важна последовательность. Если малышу ничего нельзя брать на папином столе, то нельзя всегда, даже если ему под руки попался какой-нибудь ненужный листок. В следующий раз подобный листок может быть важным служебным документом. Кроме этого, последовательными в запретах должны быть все члены семьи. Если мама говорит, что белое платье не стоит надевать, отправляясь играть в песочницу, папа не должен заступаться за юную модницу.

По мнению психологов, частица «не» детишками не воспринимается. Поэтому когда мы говорим: «Не делай», малыш слышит утверждение («делай»). Поэтому лучше вместо отрицаний использовать утвердительные выражения.

Пусть слово «нельзя» звучит как можно реже.  Вместо него используйте заменители (например, «опасно»): «На дороге опасно! Стой!». Более того, есть замечательный антоним «можно», который успешно используется для переключения внимания крохи. Играть с мячом в квартире нельзя, но есть фитнес для детей и детская площадка. Вот там упражняться можно и нужно. Нельзя бросать на пол чашки, но если хочется посмотреть, как падают предметы, можно «ронять» мягкие игрушки. Здесь нельзя рычать, как львенок, потому что рядом коляска со спящим малышом. Но можно уйти подальше и порычать (покричать) там. А еще можно дождаться занятий, которые проводит логопед, и изобразить, как красиво звучит «р-р-р».

Иными словами, чаще вместо «нельзя» говорите: «можно, но не здесь» («не сейчас»).

Ваш пример – лучший стимул для малыша. Если говорить, что дорогу можно переходить только на зеленый свет, но тут же нарушить правило, едва ли малыш его усвоит.

Ребенка невозможно оградить от всех опасностей. Мудрая пословица гласит, что умные родители порой разрешают детишкам обжигаться. Как узнать, что дверь твердая, а книга тяжелая? Только опытным путем: ударившись о дверь и обрушив на себя книгу.

Представьте, что кроха с интересом изучает острый нож. Что вы будете делать? Разумеется, можно отобрать и спрятать, но ведь малыш его найдет, когда вас не будет рядом.Лучше скажите: «Больно! Опасно!» и даже слегка уколите ладошку. Так вы и любопытство ребенка удовлетворите, и покажете, что нож не игрушка. А если кроха проигнорировав и ваш запрет, и ваше объяснение, оказался в неприятной ситуации, напомните ему ваши слова. Например, вы говорите: «Нельзя раскачиваться на стульчике. Это опасно: можно упасть, будет больно». Кроха раскачивается и, разумеется, падает. Успокойте непоседу и напомните: «Я ведь говорила, что это опасно». Пусть малыш учится верить вам – это позволит избежать многих проблем.