rebenok

Совершать ошибки свойственно всем – взрослым и уж тем более малышам. Дети их всегда делали и будут делать – много и разных, такова жизнь.

Родителям следует к этому привыкнуть и научиться правильно на них реагировать, чтобы потом не было мучительно больно ребенку и стыдно – вам самим за все сделанное и сказанное.

Попробуем разобраться, как же следует относиться к детским ошибкам.

Простые советы детских психологов:

Сделайте паузу, остановите первую импульсивную и, как правило, слишком эмоциональную реакцию. Если вы расстроены или даже разозлены проступком ребенка, переживите эту стадию в одиночестве, не выплескивайте негатив на своих домочадцев и тем более на детей.

Не ругайте малышей за промахи и ошибки – этим вы даете понять, что их не любят. Кроме того, это снижает самооценку маленького человечка, делает его неуверенным в себе, застенчивым и даже нервным. Ругать детей в более старшем возрасте просто неэффективно, а подростков – даже опасно: можно навсегда оттолкнуть их от себя, разрушив прежде хорошие взаимоотношения.

Если ребенок совершил проступок, не следует концентрироваться на том, кто виноват и какое наказание лучше придумать. Это модель поведения невротических родителей: они кричат и унижают ребенка.

Вместо того, чтобы подсказать ему выход из положения, взрослые требуют от него невозможного – вести себя безукоризненно, а в сознании малыша между тем закрепляется уверенность в том, что он ошибся и потому заслуживает наказания.

Даже маленькие дети в этом случае начинают искать выход из положения. Не исключено, что выход будет найден, но примерно такой: «Я совершил проступок, поэтому все надо скрыть, иначе я буду наказан». Вряд ли родителей устроит такой вариант.

Поэтому задача взрослых в этом случае – научить ребенка признавать ошибки и нести за них ответственность.

Многие родители уверены, что, если дети совершают ошибки, то самое правильное – пристыдить и заставить просить прощения за проступок. Однако на самом деле это совсем не так.

У любого человека, в том числе и у растущего, всегда должно быть право искупить и загладить свою вину. Поэтому не журите малыша, а просто спокойно попросите, чтобы он что-то сделал в качестве компенсации за допущенную оплошность.

Не будьте злопамятны. Ни в коем случае не следует быть злопамятным и без конца напоминать  малышу, что он получил в школе плохую отметку, сломал игрушку, потерял варежку или опоздал на занятия.

Многие родители уверены, что в этом заключается процесс воспитания, но воспитания как раз низкой самооценки и неуверенности в себе. В минуту гнева мы даем выход негативным эмоциям и, таким образом, блокируем желание детей учиться на собственных ошибках – процесс, который является изначально проблематичным.

Между тем, при спокойной реакции родителей ребенок сумеет гораздо эффективнее  разобраться, что к чему и сделать правильные выводы.

Помните, что простого и быстрого успеха, тем более, если речь идет о воспитании детей, не бывает.

А для того, чтобы взрослые могли правильно относиться к детским промахам, следует прежде всего научиться видеть и исправлять ошибки в собственном поведении.

В этом и состоит наука воспитания, если вам это удается, значит, вы действительно мудрый педагог.

Вот несколько правил, которых следует придерживаться в ежедневном общении и воспитании:

  • Если я ошибаюсь, значит, я живу, то же самое происходит и с моим ребенком.
  • Чистосердечное признание собственных ошибок. Это, пожалуй, самое сложное, допустив промах, скажите, глядя ребенку в глаза: «Прости, я был не прав, позволь мне исправить ошибку».
  • Не используйте в своей речи фразу вроде: «Вот я, например…». Почти всегда дети смогут привести контрпримеры, говорящие об обратном. Пусть лучше ваш ребенок сам ставит вас в пример другим – это наивысшая степень проявления любви и уважения.
  • Прощайте ребенка с легкостью, но при этом предложите ему реабилитировать себя.
  • Не ругайте ребенка и не читайте ему бесконечные нотации. Вместо этого помогите ему найти ответы на вопросы: «Почему это произошло?» и «Что сделать, чтобы это исправить?». Не стоит давать малышу готовых ответов – пусть он ищет их сам.
  • Вместо того, чтобы с пеной у рта доказывать свою правоту, просто помолчите. У детей такая работа – ошибаться и учиться на собственных ошибках, поэтому просто предоставьте ребенку на них право. Да и потом – зачем говорить с нашими любимыми детками об ошибках, давайте лучше говорить об их успехах и достижениях.