imgonline-com-ua-resizeA5Fzjx47cYOb

Многих родителей порой не покидает ощущение, что их ребенок, который совсем недавно был несмышленым крохой, постепенно отдаляется – у него появляются свои интересы и увлечения. Иногда начинает казаться, что проникнуть в мир собственного сына или дочери не представляется возможным. Вместе с тем сделать это совсем несложно – достаточно внимательно присмотреться к детской. Пупсы, зайчата, плюшевые мишки – вот вам и ключ к пониманию внутреннего мира и переживаний ребенка.

Взрослые порой не придают значения игрушкам, с которыми играет малыш, между тем они играют огромную роль в процессе становления личности. Несмотря на различие мнений по поводу значения игрушек, все специалисты солидарны в том, что для полноценного и гармоничного развития игры – это лучшие развивающие занятия для детей.

О чем может рассказать игра?

Игра для ребенка — это возможность выразить свои чувства и мысли, то, что взрослые могут объяснить с помощью слов. Понять, что тревожит малыша или становится причиной его беспокойства несложно – достаточно внимательно понаблюдать, во что, с чем и как он играет. Задача родителей при этом – не торопить, не оценивать и не вмешиваться в процесс раньше времени. Другими словами, взрослым следует, находясь рядом, стать незаметным наблюдателем.

игра в игрушкиРазрешите ребенку самому организовать игровое пространство, понаблюдайте, какие он совершает при этом действия. Например, поиграв с одной игрушкой, он откладывает ее, принимается за другую и явно затрудняется принять окончательное решение. Это говорит о том, что малыш испытывает трудности в установлении контакта и общении. Причины могут быть разными, задача взрослых в этом случае – помочь ребенку преодолеть робость или негативный опыт. Подтолкните его проявить инициативу, покажите ему, что можно играть так, чтобы всем было интересно, не обижать других и не обижаться самому. При этом не следует торопить события, все должно идти так, как это видится самому ребенку. Малыш таким образом сможет получить положительный социальный опыт и убедиться, что играть вместе не страшно, а наоборот — интересно и увлекательно.

Наблюдая за игрой ребенка, родителям также следует обратить внимание и на то, какая атмосфера при этом преобладает: мир и дружба или наоборот — раздоры и войны? О многом может рассказать и поведение малыша в конфликтной ситуации.

Иногда дети приостанавливают игру, не доведя ее до завершения. У взрослых может возникнуть ощущение, что ребенок останавливается на полпути, оставляя незавершенным начатое дело. На самом деле это говорит о том, что в игре малыш переживает психологически очень значимую ситуацию, для него важно ее осмыслить и самому прийти к необходимому решению.

Когда ситуация разрешится, она исчезнет из игры, а ребенок таким образом приобретет незаменимый психологический опыт, который наверняка пригодится впоследствии.

Кем быть?

игра в игрушкиДетская игра является, по сути, моделированием будущей жизни. Например, пеленая куклу, девочка таким образом готовится к будущему материнству. Играя с машинками, мальчик примеряет на себя роль водителя. Другими словами, в процессе игры ребенок готовится к принятию определенной социальной роли во взрослой жизни.

В то же время игрушка в глазах малыша является субъектом окружающего мира: это друг, который никогда не бросит, и которому можно доверить все свои секреты. Более того – нередко любимая кукла или сказочный герой становится не просто другом, но и объектом для подражания. Именно поэтому важно, чтобы в арсенале детских игрушек преобладали положительные персонажи.

Красавица или чудовище?

Однако не стоит пугаться, если кроха попросит купить ему какого-нибудь ужастика — «человека-паука», например, или «черепашку-ниндзя». Взрослые не воспринимают этих персонажей, поскольку их собственное детство было заполнено солдатиками, плюшевыми медвежатами, в крайнем случае, чебурашками, но никак не подобными монстрами.

Тем не менее, игрушечные чудовища существовали во все времена, достаточно вспомнить филимоновскую, дымковскую игрушку, сказочных персонажей с огромными клыками, глазами и когтями. Эти игрушки также выполняли определенную функцию: они способствовали преодолению страхов и помогали снять негатив.

Сегодня ситуация существенно изменилась. Малыши больше не боятся монстров и с удовольствием играют с обезображенными чудовищами. Психологи заявляют о том, что дети перестали ощущать границу между добром и злом. А чудовища так сильно закрепились в жизни ребенка, что вытеснили добрых, мирных персонажей.

В этом нет ничего противоестественного, и страшные игрушки, как полагают специалисты, иногда могут даже принести пользу, поскольку с их помощью ребенок может выплеснуть свою агрессию. Однако родителям в этом случае следует держать ситуацию под контролем. Недопустимо, чтобы чудовище или любая агрессивная игрушка поселилась в детской навсегда. В этом случае ребенок целиком будет находиться под ее влиянием, и положительный эффект будет сведен к нулю. Идеально, когда игрушки подобного рода находятся в недоступном для детей месте и достаются взрослыми только на определенное время.