Игрушка в жизни ребенка
Многих родителей порой не покидает ощущение, что их ребенок, который совсем недавно был несмышленым крохой, постепенно отдаляется – у него появляются свои интересы и увлечения. Пупсы, зайчата, плюшевые мишки – вот вам и ключ к пониманию внутреннего мира и переживаний ребенка.
Несмотря на различие мнений по поводу значения игрушек, все специалисты солидарны в том, что для полноценного и гармоничного развития игры – это лучшие развивающие занятия для детей. Включаясь в ролевые игры типа дочки-матери, малыш постигает социальные роли, открывая “магазин” или “пекарню” с песочными куличами и листьями-деньгами – постигает азы финансовой грамотности и предпринимательства.
О чем может рассказать игра?
Игра для ребенка — это возможность выразить свои чувства и мысли, то, что взрослые могут объяснить с помощью слов.
Понять, что тревожит малыша или становится причиной его беспокойства несложно – достаточно внимательно понаблюдать, во что, с чем и как он играет.
Задача родителей при этом – не торопить, не оценивать и не вмешиваться в процесс раньше времени. Другими словами, взрослым следует, находясь рядом, стать незаметным наблюдателем.
Разрешите ребенку самому организовать игровое пространство, понаблюдайте, какие он совершает при этом действия.
Например, поиграв с одной игрушкой, он откладывает ее, принимается за другую и явно затрудняется принять окончательное решение. Это может быть сигналом о том, что малыш испытывает трудности в общении.
Причины могут быть разными, задача взрослых в этом случае – помочь ребенку преодолеть робость или негативный опыт. Подтолкните его проявить инициативу, покажите ему, что можно играть так, чтобы всем было интересно, не обижать других и не обижаться самому.
Иногда дети приостанавливают игру, не доведя ее до завершения. У взрослых может возникнуть ощущение, что ребенок останавливается на полпути, оставляя незавершенным начатое дело.
На самом деле это говорит о том, что в игре малыш переживает психологически очень значимую ситуацию, для него важно ее осмыслить и самому прийти к необходимому решению.
Кем быть?
Детская игра является, по сути, моделированием будущей жизни. Например, пеленая куклу, девочка таким образом готовится к будущему материнству. Играя с машинками, мальчик примеряет на себя роль водителя. В процессе игры ребенок готовится к принятию определенной социальной роли во взрослой жизни.
В то же время игрушка в глазах малыша является субъектом окружающего мира: это друг, который никогда не бросит, и которому можно доверить все свои секреты.
Более того – нередко любимая кукла или сказочный герой становится не просто другом, но и объектом для подражания.
Важно, чтобы среди детских игрушек преобладали положительные персонажи.
Красавица или чудовище?
Однако не стоит пугаться, если кроха попросит купить ему какого-нибудь ужастика – “человека-паука”, например, или “черепашку-ниндзя”.
Взрослые не воспринимают этих персонажей, поскольку их собственное детство было заполнено солдатиками, плюшевыми медвежатами, в крайнем случае, чебурашками, но никак не подобными монстрами.
Игрушечные чудовища существовали во все времена, достаточно вспомнить филимоновскую, дымковскую игрушку, сказочных персонажей с огромными клыками, глазами и когтями.
Эти игрушки также выполняли определенную функцию: они способствовали преодолению страхов и помогали снять негатив.