Готовность ребенка к школе – что это такое и как ее измерить
Родители дошкольников начинают задумываться о том, что стоит готовить малыша к школе, еще за год-два до поступления в первый класс. Но за беседами о том, сколько букв знает ребенок, как считает и занимается ли по специальной системе, легко упустить суть: в чем состоит и как проявляется готовность к школе?
Обратимся к данным современной психологии. И да, в этом смысле готовность ребенка к школе – совсем не про алфавит и математику.
Готов ли ваш ребенок к школе по-настоящему?
Обычно под готовностью ребенка 5-6 лет к поступлению в 1-й класс понимают умение считать, писать, читать и определенный набор знаний: видов животных, времен года. Но эксперты Института возрастной физиологии РАО выделяют совсем другие критерии.
Три глубоких универсальных показателя, три пласта умений, которые должны быть развиты на уровне соответствия возрасту: и если что-то не в норме, выучить таблицу умножения и освоить прописи — не решение.
Первый критерий – эмоции
Оцените психоэмоциональную готовность малыша. Уже в 5 лет ребенок должен:
- различать эмоции сверстников и взрослых по выражению лица, тону голоса
- понимать свое настроение и обозначать его: я грустный, веселый, взволнованный, злой и т.п.
- знать, что у окружающих может быть не только радужное настроение
- не страдать от плохого эмоционального фона окружающих людей
- хотя бы частично управлять собственными эмоциями: не истерить, не причинять вреда себе, другим, предметам.
Второй критерий – движение
Готовность к школе среди прочего определяется двигательными навыками, то есть умением владеть собственным телом:
- свободно может ползать, бегать, прыгать, лазать, менять скорость, направление бега, идти приставным шагом
- во время подвижных игр – легко выполняет команды (ползти, прыгнуть, хлопнуть в ладоши и т.п.)
- при взаимодействии с мелкими предметами типа бусин, пуговиц, деталей конструктора – аккуратно собирает, складывает, приклеивает и т.п.
Третий критерий – речь
Речь пяти-, и тем более шестилетки должна быть понятной, связной, с хорошим словарным запасом. Готовый к школе малыш способен с помощью речи:
- описать свое состояние, выразить мысль, желание
- ответить на вопрос, причем не односложно, а с пояснениями и использованием логических связей.
- уметь строить простые и сложные предложения, оформить мысль, довести ее до понимания собеседника
- правильно использовать интонации.
Для развития образной, богатой и связной речи дошкольника родители постоянно должны обсуждать с ним самые разные темы, побуждать к диалогу, способствовать расширению словарного запаса.
Если малыш испытывает трудности с артикуляцией, плохо говорит, застенчив, общается односложными ответами — не лишним будет проконсультироваться с детским логопедом, ведь при поступлении в школу возможные проблемы только усугубятся.
Развитие социальных навыков
Итак, малыш вполне справляется со своим телом, мышлением и речью. Отличные новости! Но для успешного поступления в первый класс этого недостаточно. Социальные навыки, общение с миром людей – основа успешного общения и адаптации.
Когда привычный мир ребенка расширится за пределы семьи и песочницы, инструменты взаимодействия со сверстниками и взрослыми станут как нельзя более кстати. В школе научат считать и писать, а вот что касается взаимодействия в разных ситуациях и самоконтроля – это задача родителей.
Социальные умения, необходимых каждому дошкольнику:
- Умение знакомиться, представляться незнакомым людям
- Вежливость: обращаться ко взрослым на «вы», здороваться, прощаться, выражать признательность, благодарность: «спасибо», «пожалуйста».
- Способность просить помощи
- Способность выражать несогласие, вежливо, но твердо
- Умение принимать отказы и критику
- Умение точно следовать инструкции
- Способность к концентрации внимания на задаче
Учите детей общаться, взаимодействовать с окружающими, оценивать последствия своих действий. Ребенок должен спокойно принимать ошибки, отказы одноклассников, запреты учителя, критику. Человеческие умения работают лучше академических знаний.
А что насчет обучения счету и письму?
Предметная готовность – другая составляющая успеха. Дошкольнику желательно различать животных, растения, цвета, ориентироваться в распорядке дня, названиях сезонов, перечислять дни недели, отличать «право» и «лево». Необходимы начальные навыки письма, счета, знание алфавита или букв.
Счет
Математические знания – важный критерий готовности к первому классу. Со счетом, базовыми понятиями часто возникают проблемы.
Критерии:
- Владение простейшими операциями на сложение, вычитание в пределах первого десятка, счет до 100.
- Знание базовых геометрических понятий – круг, квадрат, прямоугольник, овал.
Тренируйте логику, учите искать закономерности, отличия, общие признаки предметов. Развивайте умение решать элементарные задачи.
Чтение
Первоклассникам рекомендовано знать алфавит. Умение читать официально не требуют. Однако если ребенок умеет читать до школы, он легче адаптируется, успешно усваивает программу по сравнению с ребятами, которые проговаривают текст по слогам. Постарайтесь замотивировать юного ученика на общение с книгой.
Письмо
Дошкольник должен иметь начальные навыки, уметь правильно держать письменные принадлежности, следить за посадкой за столом. Он должен проводить горизонтальные, вертикальные линии, аккуратно штриховать, закрашивать, обводить, копировать образец. Хорошо, если есть ориентировка на листе бумаге, представление о начале, конце строки, способность безотрывно чертить фигурные значки, знание графических образов букв.
В помощь маме и папе
Надеемся, нам удалось изменить немного ваше представление о готовности к школе и критериях оценки этого параметра у ребенка. Обозначенный фронт работ требует ежедневного участия родителей, и это не задачи в духе «штудируем прописи», это скорее о развитии софт скиллов – так называемых мягких навыков, универсальных умений человека.
Академические знания ребенку даст школа и университет, а вот понимать свои чувства и чувства окружающих, вежливо и корректно общаться, отстаивать собственные границы — такому в школе не научат.
Учиться считать, писать, читать, накапливать знания об окружающем мире — не главное в плане психофизиологической готовности к школе. Если на плотное изучение счета, письма и речи не хватает времени и возможностей организовать обучение дома — обратитесь за профессиональной помощью. На программе подготовки к школе наши внимательные педагоги найдут подход к каждому ребенку.
Закрыв вопрос академических навыков таким образом, вы сможете сконцентрироваться на обучении малыша тому, что поможет ему в дальнейшей жизни в любых ситуациях: управлять эмоциями, признавать ошибки, делать выводы, спокойно извиняться и просить о помощи, принимать критику и отказы, выражать признательность. Помогите малышу развить способности, прокачать слабые стороны, прийти в школу подготовленным и уверенным в себе: а о базовых знаниях позаботятся профессионалы.