Эмоциональное развитие ребенка: от колыбели до школы
Развитие ребенка протекает во взаимодействии со взрослыми и при их поддержке. Эмоциональное развитие является основополагающим для любого типа развития, ведь неуверенные, несчастные дети должны тратить много энергии в поисках психологически комфортной ситуации и одновременно развивать моторику и восприятие. Ребенок ощущает комфорт и радость, когда удовлетворены его физические потребности, когда он понимает, что происходит вокруг него, и знает, что его любят.
Известный специалист по детской психологии и психоаналитик Эрик Эриксон описал, как ребенок развивает самовосприятие и способность действовать по отношению к окружению.
Эмоциональное развитие человека с рождения до старости состоит из нескольких стадий, имеющих возможности и проблемы, которые нужно пережить и решить.
До двух лет: “я есть то, что я делаю”
В первые годы жизни закладывается основа для последующего развития личности. Ребенок нуждается в любви, тепле и преданности немногих людей, которые находятся постоянно рядом с ним. На этом этапе ребенок вырабатывает доверительное или недоверчивое отношение к жизни.
Если окружение неспособно дать ему то, в чем он нуждается, жизнь ребенка определяет недоверие. Если его потребности удовлетворены, это обеспечивает оптимистическую позицию, когда ребенка можно стимулировать и он раскрывает свои чувства для познания. Ребенка замечают и поощряют, благодаря чему, став уже взрослым, он может развить уверенность в себе и цельность натуры.
От 2х до 4х лет: “я есть то, что я хочу”
На этом этапе развивается самостоятельность и самоконтроль. Но ребенок уже пытается выразить свои желания и самоутвердиться. Он ищет границы, в которых реализует свои желания. Пытается понять правила и нормы. Ребенок начинает включаться в модель семьи, и это требует ряда навыков, чтобы управлять чувствами и действиями.
Устанавливая границы между собой и окружением, ребенок часто попадает в конфликтные ситуации. Такие слова, как «нет», «хочу», «не хочу» рано входят в лексикон ребенка и используются в разных ситуациях. У многих родителей возникает впечатление, что они произвели на свет крикуна и скандалиста, когда он не добивается своего в магазине.
Чтобы ребенок мог развить самостоятельность и инициативность, нужно принимать его таким, какой он есть, принимать все его действия и поощрять маленькую личность.
Он должен иметь возможность проявлять свои способности. Потому ребенку нужно иметь широкое поле деятельности. Становление его личности будет зависеть от того, как установить границы допустимого и как ребенок будет реализовывать свои возможности.
Если он встретит положительное к себе отношение в широких границах, то будет воспринимать себя как толковую и самостоятельную личность.
- Если же ребенок сталкивается с упреками или не имеет возможности узнать границы своих действий, или требования настолько велики, что он постоянно не справляется с их выполнением, то у него разовьется горечь и чувство вины. Тогда малыш будет безвольным и пассивным.
- Если ребенка все время поправлять, когда он начал разговаривать, или бить его по пальцам, когда он хочет обследовать вещи, он из страха будет блокировать свое спонтанное поведение и вместо любознательности и самостоятельности разовьется осторожность и опаска.
В детсаду это видно по тому, как ребенок избегает незнакомых материалов и игр. Он в отчаянии, если что-то разбивается или он запачкается. Дети должны встречать уравновешенные и адекватные требования, соответствующие их возрасту. Малышам, не получающим помощи в установлении границ деятельности, свойственны низкая самостоятельность и большая зависимость от родителей.
От 4х до 7ми лет: “я есть то, чем я стану”
В этом возрасте развиваются инициативность и стремление идти вперед или чувство вины и неполноценности. Недостатки прежних стадий развития проявляются часто именно теперь. Ребенок изо всех сил стремится заполнить вакуум или ликвидировать недостатки, возникшие прежде. Его поведение часто выказывает симптомы того, что ему недостает.
Чтобы помочь ребенку в его дальнейшем эмоциональном развитии, мы должны позволить реагировать и проявлять чувства, которые обычно считаются отрицательными: например злость, огорчение, тоска и агрессивность.
Через позитивное взаимодействие со своим окружением ребенок может отчасти компенсировать возникшие раньше недостатки. Что-то он должен освоить через разочарование. Разочарование – это неотъемлемая часть жизни, и если он научится переносить его в малолетстве, то будет готов к этому, будучи взрослым.
Мы должны с уважением относиться к границам деятельности ребенка. Все мы имеем вокруг себя область, означающую допустимую близость. Не подходить ближе! Тебе грустно, тебе нужно общество, и тогда эта область сужается. Но если ты озлоблен, ты увеличиваешь дистанцию и расширяешь область. Не подходи, получишь у меня!
Важным звеном в развитии личности является создание ребенком представления о себе через сравнение себя с родителями и другими важными для него людьми. Через сравнение он получает представление о своем теле и поле своей деятельности. Если взрослые реагируют отрицательно на его инициативу, наказывают, развивается чувство вины. Малыш не решается любопытствовать.
Что делать, если в какой-то период не были удовлетворены потребности ребенка?
Дети – удивительные существа, они постоянно сообщают нам, родителям, о том, как они, что с ними, все ли в порядке или есть проблемы.
Главное – это слышать своих детей, придавать значение этим сообщениям.
И помнить: никогда не поздно начать меняться самим, изменять отношения с окружающими, изменять отношение к происходящему. Никогда не поздно учиться разбираться в своих чувствах и в чувствах тех людей, которые рядом.