rebenok

Основы грамотности закладываются с возраста 0+. Взрослея, малыш будет внятно изъясняться, логично и связано озвучивать мысли, грамотно писать. Психологи-педагоги дают несколько полезных рекомендаций.

Советы родителям

Педагоги стимулируют развитие речи на занятиях логоритмикой, привлекают комплексы упражнений, двигательных игр. Активные мероприятия формируют зрительно-пространственное ориентирование, улучшают общую моторику.

Родители могут внести свой вклад: придумывать занятные истории, читать сказки, выполнять упражнения на речевые навыки. Все это поможет развить воображение, интеллект, раскрыть творческий потенциал. В будущем ребенок быстро адаптируется к учебе, вырастет грамотным, способным четко выражать мысли.

Начинайте сразу

Приступайте к развитию сразу после рождения. До года формируется доречевой (дословесный) этап. Разговаривайте с малышом о том, что происходит вокруг, придумывайте сказки, истории. Будьте внимательны, следите за речью, не сюсюкайте. Говорите без ошибок, четко, грамотно. Полностью произносите слова, особенно окончания.

Помните, родительская речь – первый пример для детей. Условия, в которых находятся младшие члены семьи, играют огромную роль в развитии. Поддерживайте коммуникацию, настраивайтесь на малыша, давайте богатый, разнообразный речевой поток. У ребенка будут формироваться, откладываться в памяти правильные звукобуквенные сочетания. Постепенно он перейдет к односложным и двухсловным высказываниям.

Растет ребенок, меняются задачи

Взрослея, дети активно познают мир при помощи изданий с картинками, игрушек. Чем раньше произойдет знакомство с книгой, тем больше шансов успешно освоить язык. Интерес к сказкам, рассказам пробуждается очень рано. Ребенок постепенно осознает, что слова имеют звуковой и буквенный облик. Поддержите детскую любознательность интересными яркими книгами с многочисленными иллюстрациями, крупными буквами. Весело читайте всей семьей.

Откажитесь от электронных книг с планшета или ноутбука. Издание должно быть печатным. Малыш сможет следить за строкой, смотреть, осознавать, где начало и конец. Можно выделять строку любым плоским предметом, линейкой, пальцем. Хорошей поддержкой будут словесные игры, красочные кубики с буквами, книги-раскраски, в которых можно калякать, писать первые буквы.

Как развивать речевые навыки:

  • Называйте буквы.
  • Проговаривайте каждую с детьми.
  • Вместе формируйте из букв слоги, затем – словосочетания и предложения.

Сопровождайте занятия разговорами, рассказами, обсуждениями. Говорите, играя интонациями, что происходит, описывайте игрушки, мебель, чем заняты члены семьи. Знакомьте малыша с формой, цветом, другими свойствами предметов. Говорите четко, стараясь избегать ошибок.

Прогулки на пользу

Разговаривайте с детьми во время прогулки. Превращайте выход на улицу в занимательную веселую историю. Осматривайте надписи, витрины, начинайте читать вдвоем: «Магазин», «Аптека», «Кинотеатр», «Кафе». Если вдруг буква пропущена, попросите малыша восполнить «недостаток».

Развивайте мелкую моторику

Большие трудности может вызывать обучение письменным навыкам. Чтобы облегчить процесс, нужно подготовить детскую руку. Хороший вклад в развитие мелкой моторики привносит лепка из пластилина. Можно пришивать пуговицы, возиться с застежками одежды, завязывать шнурки. Полезно штриховать, рисовать, раскрашивать картинки. Привлекайте малыша к нанизыванию бус, бисероплетению, мозаике, пазлам. Всегда обсуждайте то, что вы делаете.

Пополняйте словарный запас

Лексикон 6-7-летнего ребенка должен содержать около 2 тысяч слов из всех частей речи. Чтобы расширить словарный запас, говорите с сыном или дочкой. Если ребенок рядом, проговаривайте свои действия: «Я солю суп», «Возьмем кастрюлю», «Вот сито – специальная кухонная принадлежность для просеивания муки», «Вскипятим воду, это нужно для того, чтобы…» Все происходящее нужно объяснить. Дети будут проговаривать слова за вами, озвучивать свои действия и эмоции.

Слушайте и будьте внимательны

Шестилетние дети должны внятно говорить все звуки, уметь выбирать соответствующие слова. Должен быть сформирован навык простейшего звукового анализа и синтеза. Малыш должен выделять первый, последний слог, составлять слова, считать количество звуков, видеть разницу и повторять слоги «вы-вы-фы», «ба-па-ба» и прочие.

Не должно быть ошибок в произношении относительно сложных слов: «экскурсовод», «космонавт», «велосипедист». Обращайте внимание на образование слов: «дождь-дождик», изменение: «стол-столы», согласование: «зеленая листва», управление: «вышел на улицу», «помог бабушке», «помыли фрукты».

Развивайте коммуникабельность

Будущая грамотность включает такие качества, как умение общаться со взрослыми и детьми, усваивать, помнить, слушать, следовать указаниям. Малыш должен уметь сам играть, принимать и придумывать правила. Для формирования навыков тренируйте внимание, развивайте память, узнавайте вместе с ребенком новое. Предлагайте детям шуточные игры, например, кто запомнит много предметов или слов. Пусть они учатся называть группы игрушек одним словом, объединив их по одному главному признаку.

Полноценное общение с семьей, родителями, правильная, грамотная речь взрослых – основа речевого развития малышей и богатого словарного запаса. Проявите терпение, выдержку, помните, что лучшее для детей – признание и любовь близких.