Развитие речи детей от 1 до 3 лет. Как заниматься?
Развитие речи, свободного общения детей 1-3 лет – ключевой этап изучения основ родного языка, формирования словесных навыков. Родители могут правильно организовать контакт, коммуникации, проводить занятия на становление и пополнение словарного запаса. Малыш быстро освоит речевые навыки и компенсирует отставание, если оно есть.
Определите текущий уровень
Родители ревностно относятся к развитию, трепетно следят за произношением каждого нового слога и нередко сравнивают детскую речь с успехами ровесников. Близкие рады словоохотливости, разборчивому произношению и тревожатся из-за молчания, непонятных фраз.
Оценка уровня речевого развития не должна опираться на других детей. Соответствие среднестатистическим нормам по возрасту определяют по таблицам динамики развития (в свободном доступе). Родители могут ознакомиться, изучить этапы формирования навыка.
Близким полезно оценить периоды появления гуления, лепета, первых слов, фраз; узнать о постепенном развитии пассивного словаря (понимание, что говорят, но без употребления). Также можно познакомится с нормами формирования активного словаря, когда есть понимание и употребление.
Возможные пробелы выявляются после тестирования. Серьезные проблемы корректирует логопед. Если малыш совсем не говорит или говорит плохо к 2м годам, помочь “разговорить” ребенка помогут занятия по развитию речи нашего детского центра.
Создайте развивающую среду
Благоприятная среда способствует лучшей динамике.
Рекомендации родителям:
- Часто, много говорите с детьми. Основа речевого процесса – подражание. Ребята стремятся повторять за взрослыми слова, фразы.
- Окружите детей речью. Комментируйте любые ситуации в быту, режим дня, прочие события. Пример речевого сопровождения подготовки к прогулке: «Давай собираться, возьмем одежду. Я тебе помогу. Сначала мы оденем колготки, потом футболку, свитер. Пойдем оденем верхнюю одежду, шапку, ботинки. Вот так, сначала одну руку, потом другу и т.д.
Подробное сопровождение может вызывать трудности. Постоянные комментарии, разговоры требуют коррекции поведенческого фактора, стиля общения, взаимодействия. Семья успешно справляется с задачей при наличии опыта и настойчивости.
Постепенно родители учатся конструктивному общению с детьми, понимают, что такое баланс, избегают лишней многословности, повышения голоса. Общение складывается только по делу, преимущественно простым языком.
Упражнения в год
Активная позиция родителей заключается не только в насыщенном речевом общении. Взрослые должны вести регулярные развивающие занятия. Этот этап потребует свежих сил, умений, дополнительной подготовки.
Развивающие упражнения включают базовые направления:
- Понимание.
- Собственное активное речевое общение.
К другим дисциплинам относят формирование слухового, зрительного внимания, подражания/повторения, памяти, мелкой моторики, правильного дыхания. Подобные упражнения полезны всем, вне зависимости от уровня речевых навыков. В случае нарушений появляется шанс исправить, компенсировать задержку, решить ряд системных логопедических проблем.
Формирование понимания
Основа осмысления, понимания обозначений слов – накопление пассивного словаря. Он содержит все части речи. Работа направлена на формирование правильного восприятия слов и фраз. Малышу предлагают запомнить термин, обозначающий что-то знакомое. Он должен сталкиваться с этим, чувствовать, видеть, наблюдать (предметы, действия, явления).
Таблица 1. Словари
Предметы. Игрушки | Кукла, пирамидка, мяч |
Тело | Глаза, нос, руки/ноги, голова |
Одежда, обувь | Свитер, шапка, варежки |
Мебель | Шкаф, стул, стол |
Еда | Капуста, морковь, персик, банан, яблоко |
Животные | Собака, корова, курица, слон и детеныши |
Глаголы. Действия детей | Прыгает, идет, бежит, стоит |
Действия близких, окружающих | Стирает, работает, пишет, читает |
Прилагательные/наречия. Наименования цветов | Все цвета радуги |
Понятия | Маленький/большой |
Состояния/ощущения | Вкусно, больно, соленый, сладкий, холодный |
Словарь задает общий принцип по развитию и не является строгой рекомендацией. Родители могут проявлять инициативу, включать другие, надстраивать новые группы.
Формируя словарь, взрослые должны стимулировать произношение фраз. Это важное направление, помогающее в общении и двигающее общий развивающий процесс. Предлагайте небольшие, простые фразы, состоящие из незамысловатых слов, систематически варьируйте функции: утверждение, ощущение, побуждение, констатация факта, вопрос. Пример: «Оля, куп-куп», «На яблоко», «Кошка мяу-мяу», «Это большой шар», «Кто у нас?», «Здесь жарко».
Занятия для детей до 3 лет
Развитие активной речи основано на точной, поэтапной стимуляции речевого подражания. Ребенок учится воспроизводить звуки, слова, фразы вслед за говорящим. Постепенно он приходит к повторению. Однако процесс должен быть вдумчивым, максимально разумным. Задача взрослых – связать речь с практикой, бытом, жизнью.
Возможные дефекты, серьезные факторы корректируются отдельным методом по активизации потребности подражать общению взрослых. Действия малыша, направленные на разговор, коммуникацию следует принимать всегда, даже, если произношение искажено и непонятно.
Пример игр для развития речевого подражания:
- Пробежки с разведенными руками. Вертолеты, высоко взлетели «У-у-у!».
- Хождение, руками будто крутим руль. Автомобили на дороге, звучит клаксон «Би-би!».
- Представляем игру на любой дудке «Ду-ду-ду».
- Укладываем игрушки спать. Поем колыбельную «Баюшки-баю».
- Проговариваем знакомые стихи, потешки, песенки.
- Применяем прием договаривания. Малыш должен произнести последнее слово, когда взрослый делает паузу. Например: «Птичка… птичка, вот тебе… водичка, вот тебе… крошки, на моей… ладошке».
Важный этап – специальная работа по формированию глагольного словаря. Детская речь, наполненная названиями действий, соответствует высокому уровню развития. На первом этапе предлагайте облегченные варианты: кач-кач (качание), топ-топ (ходьба), куп-куп (купание). Можно дополнять процесс картинками, фото семьи, на которых происходят разные действия, привлекать для изучения игрушки, предметы. Вводите закрепленные слова, фразы в обиходную речь.
Как определить динамику
Результаты речевой работы проявляются с разной скоростью. Сроки преодоления нарушений зависят от индивидуальных особенностей, возраста, сложности дефекта, регулярности занятий. Родителям необходимо избавиться от волнения и запастись терпением. Нельзя ругать за неудачи. Малышам нужно время для накопления новых знаний, навыков.
Систематически выполняйте задания в игровой, доброжелательной форме. Впоследствии дети начнут активно использовать слова, фразы в речи. Для наглядности заведите дневник. Отмечайте новые успехи, даты их появления. Вы сможете оценить результаты работы, пролистав записи за несколько месяцев.
Успехов родителям в развитии малышей!