165650-1

Для современных родителей доступен широкий спектр профессионалов, готовых помочь: психологи, педагоги, тренеры, врачи, логопеды. Однако периодически полезно запрограммировать не все занятия на аутсорсинг. Например, даже если проблем с произношением нет и услуги логопеда не нужны, игровые занятия с ребенком могут быть полезными. Вот несколько рекомендаций, как организовать такие занятия.

Величественный процесс становления нового существа набирает обороты, и оно медленно, но верно входит в мир, который нас окружает – мир, полный фантастических и уникальных событий, иногда смешных, а порой даже опасных. Этот маленький человечек активно адаптируется к людям и окружающей среде, постепенно погружаясь в разнообразие связей с предметами и людьми, которые становятся все более сложными и увлекательными. В его жизни событие немалого значения – появление речи, которое выступает ключом к новой ступени его развития.

Как бесценно для родителей услышать первые слоги и слова, произнесенные их малышом! Однако бывает, что сложности возникают даже на самом начальном этапе. Вот и Вадим, ему уже три года, и во время игры на детской площадке он привлек внимание красивой игрушки у подружки по имени Маша. С надеждой в голосе мальчик запросил: «Дайть (дай) мофойку (формочку)». К сожалению, девочка не поняла, что имел в виду Вадим, и отказала ему. После нескольких неудачных попыток произнести слово «формочка» ребенок в отчаянии решил отнять у подруги игрушку.

Для Вадима проблема состоит в том, что его речь понятна только близким людям. Общение с посторонними становится трудным. Родители задумываются: что следует делать в такой ситуации? Очевидно, наиболее разумным решением будет показать ребенка специалисту, который сможет выявить специфику нарушения речи, оценить необходимость логопедической помощи и приступить к исправлению речевых недостатков.

При этом как только родитель заметит у ребенка ошибки в речи – повторы, недоговаривания, пропуски, перестановку слогов – можно предпринять определенные действия для исправления этого дефекта.

Развитие чувства ритма

Каждое слово содержит определенное количество слогов и, следовательно, обладает своим уникальным ритмом. Можно предложить ребенку просто простукивать ритм карандашом по столу, топать ножками так, как это делает взрослый, постукивать по бубну, барабану, металлофону. Начинать можно с простых ритмических упражнений, постепенно усложняя задания.

Формирование понятия последовательности слогов с отдельных звуков

При изучении последовательности звуко-слогового ряда можно начать с различных игр и упражнений, которые помогут формировать пространственно-временные представления, такие как начало, середина, конец, после, перед, за, сначала, потом и другие. Очень полезно использование русских народных сказок, таких как “Колобок”, “Репка” и “Теремок”.

На первом этапе взрослый читает сказку и при этом демонстрирует иллюстрации, чтобы усилить восприятие и понимание произведения. Затем сказочная ситуация разыгрывается с использованием соответствующих фигурок персонажей или пальчиковых кукол. После того, как ситуация отыграна, ребенку задают вопросы, чтобы проверить его внимание и восприятие:

  • Кого Колобок встретил первым?
  • А кто был следующим после лисицы?
  • А кого встретил последним?

Работа над постановкой произношения

Начинать нужно с простых слов, которые состоят из слогов без сложных звуков (например, “па-ста”, “то-мат”), постепенно переходя к более сложным.

Усложнение заключается в использовании разных типов слогов и увеличении их количества: начинаем с двухсложных слов, заканчивающихся на гласный звук (например, “са-ма”), затем переходим к словам, состоящим из трех слогов (например, “ко-ро-на”), включаем в работу слова со слогами, заканчивающимися на согласный звук (например, “бук”, “ко-фе”).

Когда ребенок справляется с такими словами без ошибок, можно приступать к более сложным.

Решение трудностей с проговариванием с помощью игры

Примером такой игры может быть предложение ребенку составить картинку из отдельных частей и произносить слово по слогам (количество частей картинки соответствует количеству слогов в слове). Указываем ребенку, что неправильное соединение частей картинки приведет к перемешиванию слогов и потере смысла слова.

Дошкольники обычно находят упражнение “Кнопочки” интересным: кнопочками могут быть фишки от лото, одинакового размера и из разных материалов, которые перевернуты. Взрослый произносит слово, раскладывая “кнопочки” горизонтально (количество фишек соответствует количеству слогов в слове), и просит ребенка повторить это слово, нажимая пальцем на каждую “кнопочку”.

Этот метод может использоваться каждый раз, когда возникают затруднения в произношении слов.

Выучивание небольших стихотворений

На первых порах рекомендуется применять стихи и загадки с повторением звуков. При совершенствовании навыка правильного произношения и усвоении правильной последовательности звуков можно приступить к более сложным стихотворным произведениям. Прекрасные образцы грамотной речи находятся в произведениях известных детских писателей, таких как Самуил Маршак, Корней Чуковский, Агния Барто и Сергей Михалков.

Следует помнить, что для закрепления самостоятельного использования нового слова ребенку требуется от 70 до 90 (а иногда и более) повторений. Поэтому родители должны быть терпеливыми и организовывать занятия по развитию речи малыша систематически.