Не все малыши говорят чисто и красиво. Как отличить временные особенности речи от признаков серьезных проблем?
Плановый осмотр у детского логопеда рекомендуется проходить всем малышам с 1-2 лет ежегодно.
Такой визит поможет родителям удостовериться, что с речевым развитием ребенка все в порядке. Кроме того, плановое посещение специалиста поможет выбрать стратегию обучения малыша речи дома, вовремя заметить и скорректировать возможные дефекты. Дело в том, что сами родители не всегда могут заметить тревожные звоночки.
Развитие речи у детей происходит настолько стремительно, что обратить внимание на конкретные особенности произношения не всегда получается у родителей: это задача специалиста.
Когда стоит заволноваться
- 2 года
Малышу исполнилось 2 года, а он молчит. Не стоит слушать истории знакомых в духе “мой молчал до 4-х, а потом все наладилось”. Отправляйтесь к логопеду как можно скорее! Необходимо исключить проблемы со слухом и нервной системой.
Только специалист может определить причины задержки речевого развития ребенка. Факт в том, что это именно такая проблема.
- 3 года
Трехлетка должен уметь уже произносить не только отдельные слова, но фразы и целые предложения.
Малыш в таком возрасте должен повторять новые слова за взрослыми.
Речь ребенка в этот период должна быть внятной, понятной и разборчивой, словесная “каша” в 3-3.5 года – весомый повод посетить дефектолога.
- 4 года
Ребенок должен знать столько слов, сколько ему достаточно для связного рассказа какой-то простой истории (о прогулке, например).
В норме в этом возрасте малыш уже способен запоминать четверостишия.
Нарушение произношения сложных для детей звуков – “р” и шипящих – до сих пор остается дискуссионным вопросом и может считаться вариантом нормы. В любом случае, обращение к специалисту поможет расставить точки, а рекомендуемые домашние упражнения – сделать речь малыша более чистой.
- 5 лет
Ребенок дошкольного возраста должен уметь своими словами описывать сюжет происходящего по картинке.
Не должно быть проблем с произношением отдельных звуков.
В норме речь пяти-шестилетки – чистая, связанная, последовательная, словарь – достаточный для большинства повседневных ситуаций.
Если речь ребенка в 5-6 лет по-прежнему нечеткая, запутанная, есть проблемы с определенными звуками, речь непонятна незнакомым людям – стоит обратиться к логопеду.
- заикание
Заиканием можно назвать целый комплекс проблем, с каждой из которых стоит разбираться со специалистами. Причинами заикания могут быть неврологические нарушения, психологическая травма, чересчур быстрый темп речи и др. – и без помощи логопеда победить это речевое нарушение будет сложно.
При этом заикание приводит к серьезным комплексам: ребенок может замкнуться или подвергнуться буллингу, и вообще перестать говорить. Не откладывайте решение проблемы заикания, обращайтесь за квалифицированной помощью!
Чем поможет логопед
Вполне себе “детские” проблемы с речью и произношением оборачиваются недетскими комплексами и трудностями в общении уже подростков и взрослых. То, что кажется мелочью, вполне способно испортить жизнь. Детский логопед не просто помогает решить затруднения с произношением, но и избавляет малыша от комплексов.
В отличие от родителей, специалист воспринимается ребенком как “чужой” взрослый с авторитетом по умолчанию. Это значит, что у логопеда получится эффективнее донести до ребенка информацию и мотивировать выполнять специальные упражнения. В то же время не стоит забыть об активной домашней работе: игры и методики на развитие речи детей от 2х лет при регулярном выполнении помогут добиться устойчивого результата быстрее.
Где найти хорошего логопеда
Вопрос обращения к такому специалисту, как детский логопед, встает почти в каждой семье в период активного развития речи ребенка. Однако логопед в детском саду доступен далеко не всегда и не везде.
Многие родители ищут специальные центры, где детский логопед мог бы позаниматься с ребенком. Квалифицированный детский логопед-дефектолог детского центра “Познайка” в Минске с радостью придет на помощь вам и вашему малышу. На раннем этапе развития ребенка логопед как никто другой сможет понять причины нарушений речи и помочь исправить то, что можно исправить, не теряя драгоценное время.