school

Школьные педагоги считают – успешное обучение основано на результатах развития и воспитания ребенка. Но готовность к занятиям, усвоению программы базируется на трех основных условиях: интеллект, мотивация и саморегуляция. Родители склонны развивать умственные способности детей. 

Цели саморегуляции

Саморегуляция – контроль собственного поведения, управление собой. Это основа для построения школьного образования. Сформированная саморегуляция поможет решать сложные задачи, слушать и слышать педагога, работать в правильном темпе вместе с коллективом, вовремя приходить в класс.

Педагоги утверждают, что навык слабо развит у современных детей. Например, тянущие руку ученики, не вызванные к доске, часто теряют интерес ко всему происходящему на уроке. От этого страдают общие навыки и успеваемость по предмету.

Развитие саморегуляции основано на правилах и границах, принятых в семье. Важны совместные занятия или игры со старшими. Мотивация и саморегуляция формируются слабо, но без них не бывает качественной подготовки к школе.

Семейные правила

Родители сталкиваются со сложной творческой задачей – разработка понятного, ясного и стабильного свода правил, который поможет ребенку изучить окружающую среду. Это настоящий вклад в подготовку к школе. Дети должны расти в таких условиях, чтобы они хотели слушаться взрослых и сотрудничать, несмотря на упрямство и капризы.

Если правила вводятся в обиход правильно, разумно, без жестких ограничений, они развивают, а не подавляют, помогают выстроить правильную иерархию. Мир становится безопасным, понятным, стабильным. Дети знают, что есть папа и мама, которые принимают свои решения и есть их собственная свобода и самостоятельность.

Родители склонны оценивать послушание как старомодное слово. С самого рождения ребенка их учат ценить и уважать его свободу. Но, дети, неспособные контролировать себя и слушаться в школе, страдают изо дня в день.

Полная свобода не основывается на игнорировании требований взрослых и непонимании просьб окружающих. Такое поведение приводит к проблемам в отношениях, коммуникациях с другими людьми. Ребенок погружается в общество, со своей системой правил и норм. Соблюдение и понимание этих канонов существенно облегчит ему жизнь. При этом, он не становится бесправным, безвольным объектом, максимально удобным для взрослых.

Ребенку нужно научиться управлять собой, в чем потребуется помощь взрослых.

Игра

Игровые практики открывают свободу и формируют инициативу. Дети сами придумывают, развивают сюжет, контролируют поведение, реакции. Все это должно соотноситься в заданными внутренними правилами и в целом – с ролью. Чтобы все получилось, у ребенка должен сформироваться образ. Он должен понимать, как разыграть роль и удержать в голове несколько вариантов событий.

Игровой опыт поможет освоиться в школе. Малыш ощутит себя взрослым, настоящим учеником, сидящим за партой, вовремя сдержит порыв побегать по классу. Если он не умеет запоминать, усваивать правила, ему будет трудно управлять желаниями.

Родителям нужно учитывать потребность в разнообразии. Можно найти специальное пространство, где дети могут проводить время в игре.

Совместные занятия со взрослыми

Указания «следи за поведением», «держи себя в рамках», «будь внимательным» – не несут стойкого эффекта. Совместная деятельность с родителями научит самоконтролю гораздо эффективнее. Мама, папа могут проговаривать простые алгоритмы или этапы действий, хозяйственных забот. Это упорядочивает работу ребенка, укрепляет уверенность в своих силах, волю, навыки коммуникации и сотрудничества.

Настоящая мотивация

Замотивированные дети с удовольствием ходят в школу. Они горды статусом ученика, переходом в мир взрослых, к новым правилам. Они спокойно убирают игрушки, гаджеты после перемены и приступают к уроку.

Настоящая мотивация – это то, насколько ребенок хочет быть похожим на родителей, степень привлекательности взрослого мира. И стала ли школа частью этого мира в детском понимании. Все факторы связаны с мотивацией родителей. Если взрослый воспринимает школу, как проблему или катастрофу, в 99% случаев ребенок будет расценивать ее так же.

Нужно организовать качественную коммуникацию со взрослыми, правильный ритм жизни. Дети должны изучать, внимательно вглядываться в мир, задавать вопросы, изучать все, что вокруг. У них должно быть время для игр, детских компаний.

Интеллект

Стремление к познанию мира (познавательная потребность) – основной показатель интеллектуального развития и фактор, влияющий на хорошие оценки.

Как формировать:

Качественное общение с надежными, эмоционально стабильными родителями с 0+.
Совместное исследование, познавание мира, развитие природной любознательности.
Взрослые помогают детям зафиксировать внимание, увидеть вопрос и целенаправленно найти ответ.

Другие методы подготовки
Речь. Речевой навык зависит от культуры семьи. Развитие основано на простом правиле – с ребенком нужно говорить, выводить его на диалог, беседу, рассказы, рассуждения.

Моторика. Мелкая моторика развивается во время творческих занятий. Полезно спрашивать малыша, чем он хочет заняться: лепить, плести бусики, рисовать. Важно, чтобы он оставался главным участником этого процесса.

Чтение. Дошкольники, живущие в окружении книг, в читающей семье раньше осваивают алфавит, навык чтения. Но отсутствие интереса к книгам не должно вызывать беспокойство. Первоклашки, не умеющие читать, догоняют сверстников к концу первого года обучения.

Интерес к миру. Важны общие знания о мире, эрудиция, любопытство, желание открывать мир, разбираться с тем, как все устроено.

Есть простой критерий проверки готовности к школе – посмотрите на внимание малыша, слушает ли он ответы на вопросы. Второй фактор – деятельность, усердие, терпение при выполнении задач, целеполагание.