igrushka

Многих родителей порой не покидает ощущение, что их ребенок, который совсем недавно был несмышленым крохой, постепенно отдаляется – у него появляются свои интересы и увлечения. Пупсы, зайчата, плюшевые мишки – вот вам и ключ к пониманию внутреннего мира и переживаний ребенка.

Несмотря на различие мнений по поводу значения игрушек, все специалисты солидарны в том, что для полноценного и гармоничного развития игры – это лучшие развивающие занятия для детей. Включаясь в ролевые игры типа дочки-матери, малыш постигает социальные роли, открывая “магазин” или “пекарню” с песочными куличами и листьями-деньгами – постигает азы финансовой грамотности и предпринимательства.

О чем может рассказать игра?

Игра для ребенка — это возможность выразить свои чувства и мысли, то, что взрослые могут объяснить с помощью слов.

Понять, что тревожит малыша или становится причиной его беспокойства несложно – достаточно внимательно понаблюдать, во что, с чем и как он играет.

Задача родителей при этом – не торопить, не оценивать и не вмешиваться в процесс раньше времени. Другими словами, взрослым следует, находясь рядом, стать незаметным наблюдателем.

Разрешите ребенку самому организовать игровое пространство, понаблюдайте, какие он совершает при этом действия.

Например, поиграв с одной игрушкой, он откладывает ее, принимается за другую и явно затрудняется принять окончательное решение. Это может быть сигналом о том, что малыш испытывает трудности в общении.

Причины могут быть разными, задача взрослых в этом случае – помочь ребенку преодолеть робость или негативный опыт. Подтолкните его проявить инициативу, покажите ему, что можно играть так, чтобы всем было интересно, не обижать других и не обижаться самому.

Иногда дети приостанавливают игру, не доведя ее до завершения. У взрослых может возникнуть ощущение, что ребенок останавливается на полпути, оставляя незавершенным начатое дело.

На самом деле это говорит о том, что в игре малыш переживает психологически очень значимую ситуацию, для него важно ее осмыслить и самому прийти к необходимому решению.

Кем быть?

Детская игра является, по сути, моделированием будущей жизни. Например, пеленая куклу, девочка таким образом готовится к будущему материнству. Играя с машинками, мальчик примеряет на себя роль водителя. В процессе игры ребенок готовится к принятию определенной социальной роли во взрослой жизни.

В то же время игрушка в глазах малыша является субъектом окружающего мира: это друг, который никогда не бросит, и которому можно доверить все свои секреты.

Более того – нередко любимая кукла или сказочный герой становится не просто другом, но и объектом для подражания.

Важно, чтобы  среди детских игрушек преобладали положительные персонажи.

Красавица или чудовище?

Однако не стоит пугаться, если кроха попросит купить ему какого-нибудь ужастика – “человека-паука”, например, или “черепашку-ниндзя”.

Взрослые не воспринимают этих персонажей, поскольку их собственное детство было заполнено солдатиками, плюшевыми медвежатами, в крайнем случае, чебурашками, но никак не подобными монстрами.

Игрушечные чудовища существовали во все времена, достаточно вспомнить филимоновскую, дымковскую игрушку, сказочных персонажей с огромными клыками, глазами и когтями.

Эти игрушки также выполняли определенную функцию: они способствовали преодолению страхов и помогали снять негатив.