dsc_0414

Мария Монтессори, известная своей авторской педагогической методикой, выделила несколько важных периодов развития ребенка. Они называются сензитивными, или “чувствительными”; это золотое время, когда новые навыки формируются сами собой, без видимых усилий, а малыш крайне восприимчив к определенному виду деятельности.

Задача родителей — знать эти вехи в развитии ребенка, создать поддерживающую среду и помочь малышу в своевременном психологическом и физическом развитии.

Важно не опоздать: пластичный детский ум открыт к быстрому легкому формированию умений и навыков, но только в определенном возрасте. После него “окно возможностей” закрывается, и важно не упустить благоприятный момент.

Как не упустить “окно возможностей”: руководство для родителей

Монтессори выделила следующие периоды чувствительности и восприятия у детей:

  • сензитивный период развития речи (0-6 лет)
  • сензитивный период восприятия порядка (0-3 года)
  • сензитивный период сенсорного развития (0-5,5 лет)
  • сензитивный период восприятия маленьких предметов (1,5-6,5 лет)
  • сензитивный период развития движений и действий (1-4 года)
  • сензитивный период развития социальных навыков (2,5-6 лет)

При этом каждому периоду соответствует определенный набор навыков, которые дети осваивают с наименьшими усилиями. Это время, когда основные составляющие детского интеллекта —реакция на новое (любопытство), речь и познавательная активность — направлены на жадное поглощение, впитывание и воспроизведение нового опыта, то есть, на практическое обучение.

Так, в периоде развития речи малыш с удовольствием лепечет, пытается повторять слова, которые слышит от взрослых. Косвенно речевую активность стимулирует и действия мелкой моторики, когда ребенок что-то трогает, перебирает, устанавливает связь “предмет — слово”.

На этапе развития движений и действий малыш становится “вечным двигателем”, с удовольствием носится по дому, предпочитает подвижные игры и возню, тем самым устанавливает связь с собственным телом, с его положением в пространстве, а косвенно — и стимулирует развитие мозга.

В периоде восприятия маленьких предметов ребенок перебирает бусины, пуговки, желуди и каштаны, с удовольствием занимается с крупами и горохом: прячет, пересыпает, сортирует сыпучие предметы. Так он познает устройство подручных материалов и тренирует моторику рук, которая тесно связана с развитием мозга.

Интерес к мелодиям, чувство ритма, попытки подтанцовывать или дергаться в такт музыке появляются с приходом периода музыкального развития. Чувство мелодии и ритма, зачатки музыкального слуха — результат этого этапа.

В период развития чувства порядка на первый план выходит предсказуемость и следование ритуалам в жизни малыша. В противном случае он не будет чувствовать себя в безопасности. Предсказуемость обстановки и поведения окружающих, таким образом, важное условие формирования базового чувства доверия к миру.

Сенсорное развитие, а следом и период утончения чувств, служит для научения ребенка различению собственных ощущений и чувств: тактильной чувствительности, обоняния, вкуса, кинестетике. Органы чувств служат для познания мира на уровне взаимодействия с ним через тело, зрение, слух, вкус. Затем на основании этих примитивных ощущений строится чувственный опыт, развивается эмоциональная сфера и креативность.

Основные периоды развития, ведущий тип деятельности на этих этапах и задачи для удачного прохождения представлены в таблице.

Возраст Над чем работать

На что делать упор

с рождения до 6 лет, 

пик в 3 года

 

Речевой аппарат

Речевые центры

Сенсорное воспитание

Развитие мелкой моторики

Наработка двигательного, зрительного, слухового опыта

Изучение разных температур, фактур, форм, цветов, предметов

Активный словарь

с 1 до 4 лет Изучение движений, действий

Координация

Танцевальные занятия

Подвижные, ритмичные игры

Ладушки-хлопушки

с 1.5 до 3 лет Интенсивное развитие мускулатуры

Основы синтеза, анализа, дробности мира

Развитие мелкой моторики

Взаимодействие с мелкими предметами

Сортировка

Подвижные игры

с рождения до 3 лет Восприятие порядка, стабильности, последовательности Логические игры

Рисование по контуру

Раскрашивание

с 2.5 до 6 лет Тонкие сенсорные впечатления

Восприятие

Органы чувств

Сенсомоторное умственное развитие

Тактильно-кинетическая, вкусовая, запаховая чувствительность

Творческий потенциал

Развитие мелкой, крупной моторики

Рисование песком

Игры с водой

Музыкальный театр

Подвижные игры

Актерское мастерство

Детская хореография

с 2 до 6 лет Восприятие музыки

Формирование чувства ритма, мелодичности, слуха

Усвоение моделей, норм поведения, понятий нравственности

Социальные навыки

Чтение, постановка сказок и сценок

Подвижные игры, хороводы

Гармоничное, полноценное развитие опирается на правильную работу органов и систем организма, то есть речь о нормативном развитии. К тому же как следует из возрастной градации, многие периоды чувствительности начинаются с момента рождения и наслаиваются друг на другая, усиливая результаты.

В этом контексте под “ранним развитием” подразумевается организация поддерживающей среды, чтобы малыш мог успешно пройти этой природой созданные “окна возможностей”. И задача родителей — создать такую среду.

Как должны строиться занятия в раннем возрасте

Множество программ раннего развития предлагают детские центры, ведь не всегда у родителей есть достаточные ресурсы, в том числе временные, чтобы создать идеальную среду и тренировать развитие навыков малыша дома.

Детские тренинги проходят под контролем профессиональных педагогов. Специалисты формируют благоприятную психологическую обстановку и безопасную, дружественную среду. Программы учитывают особенности детской физиологии и строятся по принципу «от простого к сложному».

Педагоги активируют ключевые виды деятельности: лепка, пение, наблюдение, взаимодействие, физические упражнения. Применяют принципы повторения и закрепления материала. Каждое занятие гармонично развивает ощущения, логику, мышление, память.

img_9813-06-03-20-11-27

Занятия по раннему развитию с детьми до года

Педагоги преподносят материал в игровой форме, используют музыкальное сопровождение, пестушки, потешки. Акцент ставят на ритм и интонации, – ребенок полностью воспринимает информацию и получает удовольствие от процесса обучения.

Задачи:

  • Развитие речи, интеллекта, психоэмоциональной сферы.
  • Улучшение памяти, концентрации внимания.

На первом году жизни занятия проводят совместно с родителями. Активное участие мам и пап доставляет радость и укрепляет отношения.

Занятия по раннему развитию с детьми до 2 лет

Для детей 1-2 лет педагоги начинают познавательно-ориентировочную деятельность. Ребенок осваивает дидактические игры, конструкторы, раскрашивание по контуру, пазлы. Изучение доступных сюжетов активирует мыслительные процессы, учит отвечать на вопросы.

Задачи:

  • Развитие мелкой моторики.
  • Социализация, укрепление взаимодействия в коллективе.
  • Становление навыка общения.

Занятия по раннему развитию с детьми в возрасте 3 лет

Ребенок выполняет упражнения, продолжающие развивать речь и мелкую моторику. В комплекс занятий входят рисование, аппликации, конструирование, лепка. Педагоги используют дидактические материалы и развивающие игрушки.

Задачи:

  • Совершенствование координации, воображения.
  • Изучение цветов, оттенков.
  • Распознавание звуков, форм, цветов, размеров.

img_0510-06-03-20-11-27

Регулярные занятия в комфортной дружеской среде, грамотный подбор обучающих и дидактических материалов, рекомендации педагогов для “домашней работы” — все это благоприятно сказывается на психоэмоциональном и физическом развитии малышей. Как правило дети,  прошедшие программы раннего развития, в будущем показывают более высокие показатели интеллекта, чем “необученные” сверстники.

В детском развивающем центре “Познайка” мы рады пригласить деток от 1 до 3 лет с родителями на развивающие занятия в наш клуб “Мама и малыш”.

Каждое занятие начинается с эмоционального приветствия. Затем следуют подвижные игры, упражнения для мелкой моторики, игры и творческие занятия, направленные на стимуляцию сенсорных ощущений. Составленная программа направлена на всестороннее гармоничное развитие малыша.