23 Apr 2006, Mont-St. -Michel, France --- Heart Shape Drawn in Sand --- Image by © Sebastien Desarmaux/Godong/Corbis

Понаблюдаем за ребенком, играющим с песком. Он так увлечен и сосредоточен на своем занятии. Он старательно созидает, а потом еще с большим удовольствием разрушает. На его лице можно увидеть всю гамму эмоций: удивление, восторг, интерес.

Детские игры с песком в статус «терапия» были возведены Юнгом, который первый научно обосновал пользу такой игры для развития личности. Именитая психолог и детский врач М. Левенфельд позволяла своим юным пациентам возиться с песочком прямо на полу своего рабочего кабинета.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста — возможность разрешить скрытые и явные проблемы поведения. Агрессивный ребенок успокаивается. Напряжение можно выплеснуть на песок. Замкнутый ребенок раскрепощается. Он сначала непроизвольно, а затем осознано выражает свои эмоции звуками, словами и фразами. Кружок рисования песком учит взаимодействовать со взрослым и с ровесниками, устанавливать социальные связи, доверять. Песочная терапия применяется с целью психодиагностики и психопрофилактики.

Занятия с песком способствуют:

  • развитию творческой фантазии и образного мышления;
  • совершенствованию речевого навыка;
  • снятию психо-эмоционального напряжения;
  • получения навыка позитивного взаимодействия.

Шелковистые песчинки массируют биологически активные точки на пальчиках. Ощущение сыпучей фактуры успокаивает нервную систему, раскрепощает. Развивается мелкая моторика (и, как следствие — речь), ребенок лучше спит и развивается (родители наверняка замечали, что после игр в песочнице ребенка легче уложить спать).

Основные приемы песочной терапии

Школа рисования для детей использует следующие разработки:

  1. Реализация воображаемого. Песок помогает воплотить различные фантазии, сюжеты книг, сказок и мультиков. Можно воссоздать героев, обстановку, декорации, интерьер. Полет детской фантазии не знает границ.
  2. Осмысление реальности. Дети могут страдать от внутреннего напряжения и переживаний. Родители не всегда догадываются о причинах «плохого» поведения их чада. Игра с песком вскрывает серьезные проблемы. Проработка позволяет гармонизировать внутренний мир ребенка.
  3. Установка позитивных связей. Педагог и обучаемый обмениваются не только информацией, но и чувствами. Дети начинают больше доверять взрослым. Они учатся выстраивать партнерские взаимоотношения.
  4. Абстрактная символика оживает, а дошкольники острее чувствуют происходящую реальность.
  5. Самое главное правило — отсутствие правил. Ничего нельзя предугадать и точно спрогнозировать.

Как проходит типичное занятие?

Песочная терапия для детей дошкольного возраста начинается с беседы. Взрослый объясняет, что из песка можно не только лепить, но и рисовать. В арсенале педагога масса фигурок, из которых подопечный выбирает те, что заинтересовали. Дошкольнику дают корзину, он складывает в нее понравившиеся фигурки.

Уже на этом этапе дети ведут себя по-разному. Опыт показывает, что дети с тяжелыми нарушениями речи, набирают множество фигур. Они хотят забрать все из-за чувства внутреннего перенапряжения. Им необходимо прививать чувство меры.

Далее обучающий предлагает построить сказочный мир либо город мечты. Все инструкции и подсказки преподносятся ненавязчиво: у ребенка всегда остается возможность проявить свои желания и воображение.

Город построен, теперь у дошкольника просят о нем рассказать, озвучить героев. Некоторым деткам сложно сделать это на первых занятиях. Но опытным педагогам вскоре удается разговорить «молчуна», раскрепостить «зажатого».

Малыш сам моделирует свои тревоги, затем сам разрушает их, выплескивая внутреннюю зажатость. Из описания песочных картин специалист диагностирует присутствие глубоких конфликтов, что позволяет подобрать программу по коррекции состояния.

Нам понадобятся:

  • «поднос»— деревянный ящик;
  • подготовленный (прокаленный и просеянный песок);
  • небольшие фигурки (до 8 см);
  • кувшин с водой;
  • кисти для работы.

Фигурки для творчества с песком используются различные: постройки (домики, церкви, мосты, ограды), домашние и дикие животные, растения, транспорт, герои сказок, обучающий реквизит (цифры, буквы, геометрические фигуры). Дошкольник может сам изготовить инвентарь: вырезать, склеить, нарисовать либо слепить.

Хвалим авансом

Ребенок с явной либо скрытой агрессией чаще слышит от взрослых негативный посыл. Он все меньше реагирует на крик, оклик или шлепок. В лечении песком все иначе. Используется прием — похвала авансом.

Здесь никто на обучаемого не сердится, не кричит. Его хвалят: «Ты умничка. У тебя все получится. Молодец. Отлично. Ты так стараешься». В итоге ребенок успокаивается, расслабляется и достигает результатов. Укрепляется психологическое здоровье обучаемого, повышается самооценка и чувство уверенности в себе.

Ненавязчивое вербальное поощрение: поглаживание руки либо волос, легкие объятия за плечи способствуют формированию доверительных отношений с педагогом. Опыт показывает, что так детки становятся отзывчивее и добрее. В будущем им будет проще адаптироваться в коллективе, контактировать с окружающими.

Не забываем про противопоказания

У терапии с песком есть противопоказания. Она под запретом для детей:

  • с заболеванием легких и кожи;
  • при аллергии на пыль;
  • с эпилепсией;
  • с явно выраженной гиперактивностью.

Подведем итог

Не будем забывать, что игры с песком — это еще и весело. Им можно играть в группе, интересно проводить время в компании сверстников. Сюжет с песком можно применить для развлекательной части Дня Рождения. В песочнице завязываются знакомства, которые перерастают в дружбу на всю жизнь.

Детки обожают возиться в песке! Но не всегда у родителей есть возможность вывести их на песчаный пляж. Разработанная специалистами песочная терапия для детей дошкольного возраста — верный путь к психологическому комфорту и здоровью ребенка.