imgonline-com-ua-resizeZ7KKUl16MagE

Детишки обожают мечтать и выдумывать. Воображаемые друзья, занятные приключения в придуманные страны, населенные магами и волшебниками… Все это так интересно и увлекательно…

Некоторые взрослые не понимают и не принимают детские фантазии. «К чему все это?» — говорят они. А зря!Воображение помогает крохе познавать мир. Развитие речи и творческого мышления также невозможно без воображения.

Детишки воспринимают мир в образах и картинках. Кстати, не только дети. Что вы сделаете, если вас попросят описать окно? Верно: представите окно. Вот и ребенок идет аналогичным путем. Существует даже термин «эйдетика». «Эйдос» переводится как ‘образ’. Иными словами, яркий образ сначала запоминается, а потом воспроизводится. Как правило, ребятишки постоянно рисуют воображаемые образы и даже способны ощущать воображаемые запахи.

Согласно исследованию немецких ученых, проведенном в 30-е годы ХХ века, эйдетиками были почти все школьники. Однако спустя многие годы этот показатель близок к нулю. Причина лежит на поверхности. Раньше детям читали сказки и рассказывали истории (то есть помогали воображению развиваться), а сейчас наступило время компьютерных игр, а школьное обучение сродни зубрежке.

Порой родители полагают, что воображение у детишек прекрасно разовьется без их помощи. Однако это не так, потому что основа воображения – образы, которые опираются на заложенную в памяти информацию. А так как жизненный опыт у ребенка небольшой, то и исходного материала для фантазий немного.

Как же помочь малышу?

Читайте стихи, сказки, рассказы. Причем малыш не должен быть пассивным слушателем – все нужно не только читать, но и обсуждать. Устраивайте совместные просмотры мультфильмов, чтобы потом поговорить об увиденном. Пусть малыш поделится полученной информацией с друзьями, бабушкой или любимой игрушкой (именно так – в сознании крохи кукла его прекрасно слышит).

А сколько интересной информации можно получить на прогулке! Ищите предметы, которые что-то (или кого-то) напоминают. К примеру, обычный сугроб силой воображения может превратиться в спящее животное, а гибкое деревце – в принцессу из волшебной сказки.

Развивающие занятия можно проводить буквально между делом, потому что выразительные предметы попадаются на каждом шагу – надо только захотеть их увидеть. А любой такой предмет – прекрасное начало для сказки.

Если кроха на вашу просьбу рассказать сказку о каком-то предмете тут же выдает массу вариантов историй, — замечательно. Если затрудняется – не беда. В этом случае ему нужно помочь. Придумайте сказку сами. Например, под большим камнем может жить принцесса. Ее заколдовали, и она стала маленькой змейкой. Придумайте интересные сюжетные ходы и попросите ребенка дополнить и завершить историю.

Воображение и фантазия прекрасно развиваются в творчестве. Например, актерское мастерство и детская хореография позволяют ребятишкам перевоплотиться в разные образы.

Воображение, фантазия и игра помогут развить память.Например, малыш никак не запомнит, что живет в квартире номер 21. Что ж, переведите это число на язык образов. Двойка – это лебедь, а единичка – дерево. И пусть ребенок представит в воображении лебедя, плавающего по озеру, и березку, растущую на берегу. Если малышу не нравится этот вариант, попросите его рассказать, какими он видит эти цифры (ассоциации ведь у каждого свои). Возможно, ребенку будет проще представить такую картину: единица – это Буратино с длинным носом, который летит на самолете, у которого два крыла. А чтобы закрепить образ в памяти, воображаемую картину можно перенести на бумагу. Кстати, рисование для детей – еще один вид творчества, который открывает целый мир возможностей для путешествия в воображаемые миры и отражения их в рисунках.

Ассоциации – действенный способ развития воображения,  фантазии и памяти, подходящий и детям, и взрослым. Вот попробуйте запомнить цепочку слов: берег, лодка, корова, трава, туча. Получилось? Замечательно! А теперь зовите ребенка и предложите ему сделать то же самое. Если не вышло, обращаемся к фантазии и представляем: у берега стоит лодка, корова щиплет траву, а в небе плывет туча. Так легче запомнить, правда?

Расширяя со временем расширяйте словесный ряд, вы будете тренировать качества, необходимые каждому – память и внимание, фантазию и воображение.