speech-development

Логопед не такая простая профессия, как может показаться на первый взгляд. Специалист по речи занимается не только постановкой звуков — он должен обладать навыками психолога, педагога, актера. Чтобы оценить масштаб работы, на занятия с логопедом часто приглашают родителей.

Особенности профессии

Логопедию можно изучать всю жизнь. Начинающие логопеды нередко весь доход от занятий тратят на улучшение навыков: участвуют в вебинарах, покупают новейшие пособия, обучаются на курсах. Логопед должен быть готов к трудностям, с которыми непременно столкнется на работе: дети от упражнений устают и капризничают, родители торопят специалиста, требуя устранить дефекты дикции как можно быстрее.

Родители как причина задержки речевого развития

Речь формируется в процессе общения. А если родители, бабушки и дедушки сами неправильно произносят звуки, не умеют правильно дышать, испытывают затруднения в процессе коммуникации, все это отражается на ребенке. Иногда специалисту приходится устранять логопедические нарушения сразу у всех членов семьи. Еще одна проблема: родители склонны считать, что если ребенок научился выговаривать звук, он полностью им овладел. Но это ошибка. Чтобы произносить звуки на автомате, не вспоминая, в каком положении должны находиться губы, челюсти, язык, должно пройти время.

Тревожность и страх — главные враги

Ребенок, которому часто делают замечания, может стать замкнутым, начать бояться совершить ошибку. Если ситуация со страхом говорить зашла далеко, малышу, помимо логопеда, может понадобится помощь детского психолога. Специалист помогает избавиться от боязни.

Только после этого можно заниматься своей непосредственной работой: ставить звуки, формировать связную осмысленную речь, корректировать речевой темп.

Родители должны побуждать ребенка к домашним занятиям, но без давления. Тут важно найти подходящий момент и не переусердствовать, чтобы не провоцировать тревожность у детей. Из-за страха неполноценности у ребенка могут начаться расстройства, вплоть до заикания и ночного энуреза.

Скука — еще одно препятствие

Тренировать речевой аппарат не особо занимательное занятие. Дети, как и взрослые, быстро теряют интерес к занятиям, особенно если нет мгновенных результатов. Тут важно уметь чередовать игры и тренировки, находить подход к каждому человеку. Логопед должен быть артистичным и энергичным, чтобы добиться успеха.

Теория и практика — не одно и то же

Часто учебные пособия рекомендуют следовать определенным правилам, но на практике оказывается все иначе. К примеру, в методичках не советуют совмещать тренировку сонорных звуков, если не поставлен звук «ш», то есть в нем есть призвук «с». Задача профессионала — натренировать кончик и верхний подъем языка, чтобы у ребенка повысилась мышечная активность. То же самое касается и групповых занятий, рекомендованных в учебнике. В действительности двух одинаковых логопатов не бывает, у каждого ребенка индивидуальные речевые проблемы, поэтому персональные занятия оказываются более результативными.

Основную работу по устранению речевых нарушений проделывает логопед. Подготовка детей к школе — сложный и увлекательный процесс. Со временем чадо почувствует себя увереннее, социализация станет протекать легче и быстрее. Однако и родители должны осознавать свою роль: помогать ребенку, но без лишнего давления. А вот помочь родителю найти разумный баланс между требовательностью и мягкостью — задача дефектолога. Верьте, все получится!