imgonline-com-ua-resizeEX4rHpsJtdiE

Компьютер сегодня есть практически в каждой семье, и растут современные дети скорее не перед экраном телевизора, а перед монитором. С первыми самостоятельными движениями ручонки наших крох тянутся к компьютерным мышкам, а со временем компьютер полностью вытесняет их любимые игрушки.

Мнения о пользе и вреде компьютера разделяются на прямо противоположные. С одной стороны, сложно не согласиться, что компьютерные игры способствуют раннему развитию детей, в том числе развивают реакцию и внимание. В то же время не стоит преувеличивать значимость психических процессов, ведь цель воспитания заключается скорее в душевной зрелости, вряд ли этому будет способствовать бездушный монитор компьютера и компьютерные «стрелялки».

Кроме того, техника наносит неоспоримый вред растущему детскому организму, прежде всего зрению. Даже взрослые, вынужденные целыми днями находиться в офисе, понимают, насколько страдают глаза от монитора. Дети, между тем, увлеченные игрой, как правило, не замечают усталости, поэтому именно родителям следует проследить за тем, чтобы малыши, проводя время у компьютера, не перегружали глаза.

Еще одно пагубное воздействие компьютерных игрушек – развитие гиподинамии. Любой организм, особенно растущий, для полноценного развития нуждается в движении. Ребенок между тем, усаживаясь за компьютер, без контроля взрослых может находиться за ним часами. Из-за длительного неподвижного состояния происходят серьезные сбои в организме, а общее самочувствие ухудшается.

Многочасовые просиживания перед компьютером и недостаток движения становится причиной также психо-эмоциональных перегрузок. В результате к вечеру ребенок становится агрессивен, неуправляем, у него появляется нервное перевозбуждение, он с трудом засыпает, а ночью плохо спит. Виной всему – компьютерные игры, за которыми детка проводит целый день.

Помимо всего этого, не стоит сбрасывать со счетов и постепенное развитие зависимости от компьютерных игр. Чтобы нагляднее представить вред различного рода «стрелялок» для детей, сравним их с традиционными сюжетно-ролевыми играми.

      В обычной игре ребенок представляет определенную ситуацию и ее разыгрывает. В процессе этого развивается внутренний мир малыша, он учится ставить цели и добиваться их. В какой-то мере роль, которую реализует малыш в процессе игры, является актом творения. Для этого необходимы определенные самостоятельные усилия и старания. Все это определяет во многом его дальнейшее развитие, а главное – ребенок получает навыки общения, взаимодействия с другими, он также учится решать конфликтные ситуации, что станет в жизни наиболее ценным опытом. Таким образом, ролевую игру по своей значимости можно приравнять к развивающим занятиям для детей.

Во время компьютерной игры виртуальные образы не создаются участником, а по сути навязываются извне, в итоге необходимость их задумывать отсутствует. Кроме того, готовые образы далеко не всегда соответствуют ребенку, его возрастным и индивидуальным особенностям. В результате в ходе игры утрачивается творческая составляющая процесса. Вместо этого присутствует иллюзия вседозволенности и абсолютного превосходства – все можно сделать, победить и совершить всего лишь путем нажатия клавиш. Таким образом, ребенок в процессе, казалось бы, безобидной компьютерной игры не развивается, а скорее учится манипулировать. У него постепенно появляется привычка не совершать поступки, а нажимать на кнопки, в результате чего происходит подмена живой реальности виртуальной. У таких детей впоследствии могут возникать разного рода проблемы в общении, а главное – они не будут готовы к тому, чтобы самостоятельно решать серьезные жизненные ситуации.

Вместе с тем виртуальные образы отличаются притягательностью – они яркие и динамичные, завораживают детское сознание.

Как уберечь ребенка от компьютера?

      Безусловно, полностью уберечь ребенка от компьютера сегодня невозможно, да и не нужно этого делать. Тем не менее, обоим родителям следует понимать последствия увлечения компьютерными играми. Кроме того, важно с малых лет привить правильное восприятие компьютера – нужно, чтобы он нам служил, а не мы – ему. И самое главное – в семье для ребенка должна быть альтернатива компьютерным играм. Если присутствует атмосфера тепла и взаимопонимания, ребенку не будет нужды погружаться в мир виртуальных образов.

Вот некоторые советы взрослым, которые помогут свести к минимуму негативное воздействие компьютера на ребенка:

1. Никогда сами не усаживайте ребенка перед компьютером, какой бы увлекательной, на ваш взгляд, ни была бы игра.

2. Четко нормируйте время, которое ребенок проводит перед компьютером.

3. Старайтесь по максимуму заменять общение малыша с компьютером детским творчеством, таким как лепка, аппликации, рисование, а также любыми развивающими играми для детей.

4. Место ребенка за компьютером должно быть правильно оборудовано, следите за тем, чтобы он не сидел близко у монитора.

5. Вместо компьютерных баталий вовлекайте малышей в активные игры, ребят постарше запишите в спортивные секции, кружки, на тренировки. Это будет способствовать гармоничному развитию ребенка – как физическому, так и духовному.