povedenie-plohoye

Какое поведение ребенка считается допустимым? А какое — крайне нежелательным? Как родителям найти грань чрезмерной строгости и вседозволенности? Поговорим о воспитании и его трудностях.

Как предупредить плохое поведение

Неадекватное поведение для ребенка является своеобразным способом привлечения внимания взрослых. Поэтому сначала надо попытаться проанализировать его поступки, понять, что хочет он таким образом сообщить.

Возможно, это способ привлечь к себе внимания, сообщить взрослым: «Я устал», «Мне нужно внимание», «Я не знаю, чем заняться», «Я не понимаю происходящее вокруг» и так далее.

Если удастся заметить какую-то закономерность происходящего вокруг ребенка и его плохого поведения, получится понять, в каких ситуациях малыш «срывается», и предотвратить это.

Помогут стратегии по переключению внимания:

  • Ребенок начал плохо вести, заскучав? Вовремя предложите сменить занятие.
  • У ребенка начинаются капризы, пока мама занята телефонным разговором или другими делами? Поставьте рядом игрушки, займите малыша параллельной деятельностью.
  • Во время игры настойчиво требует внимания взрослого? Придумайте игры, где можно общаться, или говорите с малышом о его самостоятельной игре, задавайте вопросы, вникайте в происходящее.
  • При совместном походе по магазинам малыш начинает капризничать? Вероятно, он устал. Отвлеките объяснениями, что и зачем вы покупаете, что еще осталось. Попросите ребенка помочь в выборе, дайте поручения по поиску необходимого более старшим детям.

Как реагировать на детские истерики и капризы

Реагировать на плохое поведение нужно сразу, в моменте.

К примеру, если во время прогулки ребенок забрал игрушку у другого, не надо откладывать объяснения до прихода домой. Надо строго сказать, что делать так нельзя. От запоздалой реакции в духе «На улице ты вел себя плохо» пользы не будет.

Не следует занижать самооценку малыша фразами: «Смотрите, какой плохой мальчик!» или «Какая плохая девочка!». Нужно показать, что вам не нравится такое поведение: «Ты поступил нехорошо, отобрав игрушку».

Когда нужно говорить «нет»

Не нужно бояться сказать «нет», если это необходимо. Например, когда действия ребенка опасны для него самого или он причиняет боль и дискомфорт другим.

Говорите «нет» без раздражения, не привлекая внимание других людей. Не уступайте при этом просьбам, придерживайтесь своего решения до конца.

Но ограничения свободы должны быть в меру, так как постоянные запреты дети начнут игнорировать.

Не стоит лишать маленьких исследователей возможности познать окружающий мир, учась на своих ошибках.

Право побыть агрессивным

Бывает, сын или дочь бросают на пол игрушки, ломают построенные из кубиков башни, громко стучат по кастрюле ложкой. В этот момент ребенок чувствует себя королем и наслаждается своей силой.

Не следует ему мешать, если все происходит в допустимой форме в виде игры. Так дети выплескивают эмоциональное напряжение.

Однако ребенок должен понимать: нельзя кусаться, драться, толкаться. Чтобы подавить агрессию, можно предложить неваляшку, которую, в отличие от близких людей, разрешено толкать и пинать.

Внимание: самоагрессия

Если малыш сам себе наносит телесные повреждения, необходимо понять, что вызвало такую реакцию. Возможно, ему страшно, тревожно, досадно, что его не понимают, или ему не хватает внимания.

В отдельных случаях необходимо проконсультироваться с детским психологом, без этого справиться с желанием малыша причинить себе физический ущерб может быть сложно.

Другой вариант — техники избавления от негативных эмоций, игры с водой и песком. Но это не отменяет проблему аутоагрессии: нужно понять чувства малыша и выяснить, отчего он так негодует и обращает агрессию на себя.

Что делать родителям для хорошего поведения ребенка

  • Требования всех членов семьи должны быть последовательными и одинаковыми. Недопустимо, когда один из членов семьи не ругает или поощряет ребенка за реакцию, за которую другой член семьи его ругает и наказывает.
  • Важно учиться быть честными с детьми, уметь признать свою ошибку и сказать им об этом.
  • Не забывайте “ослаблять гайки”, где это уместно: разрешать в качестве исключения лечь спать попозже или попрыгать по лужам.
  • В сложной неоднозначной ситуации выслушайте ребенка и постарайтесь посмотреть на ситуацию с его точки зрения.
  • Не забывайте хвалить и одобрять, а не только критиковать и одергивать малыша.