doshkolnik

В дошкольном возрасте речь ребенка становится важнейшим средством коммуникации, позволяет удовлетворять эмоциональные потребности, осваивать новые смыслы привычных слов. Можно считать дошкольный возраст самым ответственным периодом речевого развития. К тому же, весьма стремительным. Если у трехлетки порядка 1,2 тыс. слов в запасе, шестилетка оперирует уже активным словарем от 3 до 3,5 тыс. слов. В основном это глаголы.

Как происходит развитие речи дошкольников

Дошкольный возраст — важный период в речевом развитии ребенка. Происходит это по ряду причин:

  • в возрасте 5-6 лет малыш стремится активно познавать явления окружающего мира и отношения между людьми, и способом выражения этих впечатлений становится речь;
  • расширяются социальные контакты ребенка, в том числе со сверстниками, а успех совместной деятельности (игр) зависит от общения;
  • ребенок осваивает новые виды деятельности, поглощает знания в рамках подготовки к школе;
  • развивается грамматика, ребенок усваивает склонения и спряжения, учится строить сложные предложения, осваивает союзы, приставки;
  • в речи появляются обобщения, акцент смещается на смысловое значение слов — дети начинают понимать юмор, оперируют близкими по звучанию, но разными по смыслу словами, каламбурят.

Конечно, для успешного развития речи дошкольника все предыдущие этапы речевого развития должны пройти в полном объеме. Дефекты речи, в том числе “проглатывание” отдельных звуков, стоит устранить на индивидуальных занятиях с логопедом, чтобы в первый класс малыш шел с чистой речью, правильным произношением, и  не комплексовал.

Что можно сделать для речевого развития ребенка дома

Детские развивающие центры оперируют целым арсеналом занятий, которые направлены на речевое развитие малышей, как напрямую, так и косвенно. Помимо чистого произношения и правильной артикуляции, педагоги работают над повышением культуры речи: выразительностью, эмоциональной наполненностью, темпа, ритма. Для этого применяются скороговорки, пословицы, чтение по ралям, слушание сказок и стихов, разыгрывание текстов по ролям. Богатая выразительная речь педагога становится эталоном для ребенка.

В арсенале родителей, которые уделяют внимание речевому развитию 5-6леток, те же самые инструменты. В магазинах представлено огромное количество ярких книжек с детскими сказками, потешками. Выразительное чтение вслух, сначала родителей, а затем и малыша — отличный инструмент развития речи. Можно повторять незамысловатые упражнения вроде скороговорок. Главное регулярность: упражняйтесь с малышом в течение дня, на прогулке, перед сном.

Интересная методика развития речи малыша, которая вообще не требует материалов — просить его каждый вечер рассказывать о том, что произошло с ним за день, и делать этот рассказ максимально подробным: где был, что делал, что видел на прогулке, как выглядели прохожие. Такое простое упражнение делает речь насыщенной большим количеством слов, вводных конструкций и сложных предложений. Начинать такой опрос лучше с собственного примера, обмениваясь впечатлениями. Да и в целом полезно объяснять дошкольнику свои действия, проговаривать мысли вслух.

Чтение сказок, стишков, рассказов — не только действенный инструмент речевого развития, но и обожаемое дошкольниками занятие. Рассказав сказку несколько раз, можно просить малыша дополнить историю, придумать альтернативную концовку, уточнить детали.

Простые упражнения для развития речи дошкольников

Игры

Игра для язычка

Суть игры — вместе с ребенком произносить выделенные слова.

На лугу паслась корова – «Му-у-у, му-у-у»Полосатый шмель летел – «З-з-з, з-з-з»Летний ветерок подул – «Ф-ф-ф, ф-ф-ф»Колокольчик зазвенел – «Динь, динь, динь».

Стрекотал в траве кузнечик – «Тр-р-р, тц-с-с»Еж колючий пробегал – «Пх-пх-пх»Птичка маленькая пела – «Тиль-ль, тиль-ль»И сердитый жук жужжал – «Ж-ж-ж, ж-ж-ж».

Сказка для язычка, артикуляционная гимнастика

Взрослый садится напротив ребенка, читает текст и выполняет действия по тексту. Малыш вначале наблюдает, затем начинает повторять.

Жил-был на свете язычок.

Жил он в своем домике-ротике,

Домик то открывался, то закрывался (открыть – закрыть рот).

Надоело язычку в домике сидеть, решил он на улицу выглянуть (показать язык).

Посмотрел вверх (положить на верхнюю губу), светит ли солнышко?

Посмотрел вниз (положить на нижнюю губу), нет ли луж, и решил погулять.

Идет, по белым зубкам скачет и поет: ля-ля-ля-ля-ля-ля (рот открыт, язык «танцует» за верхними зубами).

Вдруг видит, стоит некрашеный забор, решил он его покрасить (язык двигается вперед-назад по небу раз 15).

Так прошло много времени (сделать часики: язык вправо-влево раз 10-15), настала ночь.

Как раз мимо лошадка шла, она и довезла язычок до дома («поцокать» языком).

Язычок закрыл ротик-домик и лег спать.

Игра “Цепочка слов”

Суть игры заключается в подборе слов, существительных и прилагательных, которые объединены по признаку. Ребенок составляет цепочку из слов, которые логически соединяются между собой вопросами-переходами.

Пример. Исходное слово «кошка». Вы задаете вопросы:

— Кошка бывает какая?
Пушистая, ласковая, разноцветная…
— Что еще бывает разноцветным?
Радуга, платье, телевизор…
— Каким еще может быть платье?
Шелковым, новым, прямым…
— Что еще может быть прямым?
Линия, дорога, взгляд… и т.д.

Скороговорки

Купили каракатице
Кружевное платьице.
Ходит каракатица,
Хвастается платьицем.

***

Встретил в чаще еж ежа:
– Как погода, еж?
– Свежа.
И пошли домой, дрожа,
Сгорбясь, съежась, два ежа.

***

Ткет ткач ткани на юбку Тане.

***

Маланья болтушка
Молоко болтала – болтала,
Да не выболтала.

***

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!

***

Бредут бобры в сыры боры.
Бобры храбры. Для бобрят добры.

***

Бублик, баранку,
Батон и буханку
Пекарь из теста
Испек спозаранку.

***

У маленькой машины цвет мышиный.
И шины шуршат, как мыши.

***

У Кондрата куртка коротковата.

***

Говорит попугай попугаю:
– Я тебя, попугай, попугаю!
– Попугай ты меня, попугай, –
Говорит попугай попугаю.

***

Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
И матросы две недели

Карамель на мели ели.

Упражнения на артикуляцию

Чтобы уделить внимание правильной артикуляции и дыханию ребенка при говорении можно:

  • просить его надуть щеки, дотянуться языком до носа, показать, как кошка пьет молоко;
  • подуть на одуванчик так сильно, чтобы слетели все пушинки;
  • сдуть с ладони мелкие кусочки ваты или салфетки, бумажные “снежинки”.

Как видим, подобные игры и упражнения не требуют особой подготовки или специального образования. Все, что требуется от заботливого родителя — немного времени и желания помочь малышу освоить чистую выразительную речь.