pksh-malchikov

Часто рекомендации по подготовке детей к школе сводятся к безличным: есть какой-то дошкольник, без особенностей темперамента, характера и гендера. Родители тоже не всегда делают различия в подходе к дошкольникам-мальчикам и девочкам.

В то же время педагогам, работающим плотно с дошкольниками, очевидна разница освоения программы подготовки к школе между девочками и мальчиками. А детские психологи вторят им и утверждают, что подход к успешной подготовке к школе должен отличаться для разнополых детей. Почему?

Два мира, две стратегии

Мальчики и девочки немного по-разному познают мир. Эти способы восприятия действительности находят отражение в играх.

Мальчики предпочитают активные, подвижные ситуации взаимодействия с ровесниками, познают действительность на основе собственного чувственного опыта, у них больше развито пространственное представление. Мальчикам интереснее самостоятельно найти решение, у них больше развита познавательная активность, их поведение часто более рискованное. Эволюционная психология говорит нам, что мужчины, даже маленькие, по умолчанию охотники-авантюристы-отважные путешественники-покорители мира.

Девочки играют в спокойные игры, связанные с развитием мелкой моторики: куклы, магазин, больничку, дочки-матери и пр. Их игровая деятельность в основном основала на способности устанавливать и поддерживать эмоциональный контакт со сверстниками, а основа мотивации – одобрение окружающих. Девочек воспитывают в манере “ты же девочка”, что находит отражение и в допустимой степени риска, и в оглядке на мнение взрослых. Девочки более усидчивы и старательны, они способны разделять учебную и игровую деятельность осознанно. Речь по сравнению с мальчиками формируется быстрее. Педагогам начальной школы очевидна разница в освоении учебной программы: и эта разница в пользу девочек.

Трудности начинаются там, где в методиках подготовки к школе используется традиционно “женский” подход. То есть детей не пытаются заинтересовывать происходящим, просто садят за парту без учета вышеперечисленных особенностей, и заставляют складывать палочки и обводить буквы.

Упор на сильные стороны

Обобщим психоэмоциональные особенности восприятия учебной деятельности мальчиков и девочек.

Мальчики:

  • интересно найти собственное решение задачи, а не копировать готовые схемы
  • важно найти свое место в социальной иерархии сверстников
  • от взрослых важно получить подтверждение своего статуса
  • развитая координация крупных движений, а не мелкой моторики
  • развитое пространственное мышление
  • основа успеваемости – общее развитие интеллекта
  • речь и мелкая моторика по сравнению с девочками развита не так хорошо

Девочки:

  • мотивированы идти в школу и добиваться успеха одобрением окружающих
  • важно устанавливать и поддерживать хороший эмоциональный контакт со сверстниками и значимыми взрослыми
  • способность осознанно разделять игровую и учебную деятельность
  • зрительно-моторная координация развита лучше, чем у мальчиков, что обеспечивает усвоение графических навыков
  • раньше формируется и развивается речь письменная и устная
  • основа успеваемости – высокий уровень речевого развития

Все эти отличия важно знать и учитывать при подготовке малышей к школе как педагогам, так и родителям.

Если бесстрастно взглянуть на готовые программы подготовки первоклашек, увидим, что они “заточены” под девочек, а вот мальчики осваивают методики с трудом. Возможно, одна из причин в том, что на постсоветском пространстве большинство педагогов и авторов подобных пособий – женщины.

Как эффективно подготовить к школе мальчиков?

Бесполезно пытаться заставить сорванца прилежно читать по слогам или обводить буквы в прописях, демонстрируя чудеса каллиграфии. Так можно скорее отбить желание учиться, чем помочь.

Продуктивнее будет сосредоточиться на сильных сторонах: развивать при подготовке мальчиков к школе общий интеллект, тренировать аналитические и конструктивные способности.Осваивая игры с неочевидными решениями, типа шахмат, или обучаясь счету с абакусом, малыш будет пытаться найти решение самостоятельно.

Сюжетно-ролевые игры с конструктором “Лего” помогут развить мелкую моторику, логику и координацию. К тому же создание собственного мира из  конструктора отлично развивает конструкторские, архитектурные и творческие способности маленького творца.

Чтобы сформировать мотивацию к обучению, родителям и педагогам придется намеренно стирать грань между учебой и игрой для мальчиков: пусть букварь станет не скучным пособием, а зашифрованными письмами от далекого друга, а упражнение на штриховку – созданием карты еще не открытой страны.. Не бойтесь переборщить с введением игровых элементов в обучение дошкольника! Старайтесь переформулировать любое задание так, чтобы в нем содержалась увлекательная легенда и личный вызов, а после выполнения – от души похвалите юного испытателя. Для поощрения первых успехов можно даже завести “доску успеха”, где будут отмечены все победы малыша.

Во время занятий

  • При формулировании задач старайтесь формулировать их коротко и ясно, не уходя в пространные рассуждения.
  • При решении задач важно не бросаться исправлять ошибки, а дать время малышу подумать, найти пусть и не оптимальное, но собственное решение.
  • Если задание все никак не выходит, переключите внимание мальчика на другое. От бесконечного переделывания у мальчиков быстро наступает интеллектуальное истощение, а при регулярном повторении – еще и стойкое отвращение к конкретному виду заданий.
  • Не нужно стремиться к абсолютной аккуратности: достаточно будет разборчивого выполнения задания.
  • Если малышу никак не дается графическое отображение мелких элементов, начните с крупных: буквально, маркерами по ватману, а затем постепенно уменьшайте масштаб.
  • Делайте акцент на зрительное восприятие. Старайтесь не рассказывать абстрактно о каких-то вещах, а показывать их. В помощь родителям и педагогам – яркие красочные пособия и примеры из окружающей жизни.