vorovstvo

Мотивы воровства у детей дошкольного возраста

Довольно часто родители и воспитатели детских дошкольных учреждений сталкиваются с таким явлением, как детское воровство. Причины и мотивы краж в данной возрастной группе довольно отличаются от подросткового воровства. Так, например дошкольник не украдет для  создания престижного образа перед сверстниками, что часто наблюдается за детьми подросткового возраста.

Почему дети воруют?

В  основном причины детского воровства достаточно просты и наивны. Вот небольшой список возможных мотивов.

  1. Нравится конкретная вещь и очень хочется ее иметь (зачастую это игрушка).
  2. Хочется доставить близкому человеку удовольствие, вручив подарок.
  3. Хочется показать сверстникам, какая замечательная вещь у него есть.
  4. В качестве мести для кого-то из окружающих.

В этих мотивах отсутствует криминальная подоплека. В первом случае, воровство в детском саду обуславливается тем, что ребенок, увидев желаемую игрушку у сверстников, идет и  тихонько припрятывает ее, выждав момент. И для него не имеет значение тот факт, что вещь принадлежит кому-то другому. Это происходит из-за того, что дошкольник еще не осознает таких понятий как: собственность, мое, чужое. Именно родители обязаны  доступно объяснить своему чаду, что значат эти слова.

Во втором случае дети хотят сделать кому-то подарок и, опять же, не осознают что воровство – это плохой поступок. Они просто хотят доставить удовольствие близкому человеку.

В двух последних случаях дети уже осознанно совершают преступное действие, так как высокий статус в кругу сверстников начинает иметь привлекательный характер. С местью то же самое, ведь сознательное желание навредить – это признак понимания собственных действий.

Очень часто взрослые удивляются подобным нелогичным поступкам, забывая о том, что дети имеют некоторые психологические особенности, которые  и зачастую и являются мотивами кражи.

В организации работы с детьми дошкольного возраста всегда нужно учитывать такое явление, как детское воровство. Как бороться с этим педагоги тоже должны иметь четкое представление, и обязательно, в их профессиональной копилке должно быть несколько методик по борьбе с данной проблемой.

При этом специалисту следует помнить, что основанием для возникновения краж может служить деформация детской личности и нарушение межличностных отношений.

Имеет ли значение социальный статус ребенка?

Зачастую люди думают, что детское и подростковое воровство совершается только детьми из семей, не отличающихся особым материальным достатком.  Но на практике, дети из семей вполне благополучного вида тоже довольно часто уличаются в воровстве.

В семьях, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах, главной мотивацией для кражи является низкий уровень материального достатка. У детей из благополучной семьи, с причинами все немного сложнее.

Но без сомнений, при любом социальном положении семьи, ребенок должен получать надлежащее воспитание, отличающееся именно своим качеством, а не количеством воспитательных бесед. Родителям следует показывать на своем примере: что хорошо, а что плохо. Когда родитель говорит одно, а делает другое, то ребенок решит, что это стандартная норма поведения. Следует быть последовательными в процессе воспитания и всегда поступать справедливо, пусть и строго. Тогда ребенок осознает, что за совершение кражи последует родительское наказание.

Деспотом тоже быть не стоит, ведь очень часто из-за тотального контроля, дети начинают делать « на зло».

В вышеописанных ситуациях у ребенка происходит личностная деформация, что является следствием неправильных действий родителей. Детский педагог-психолог часто начинает личное общение с детьми, пойманными на воровстве, выяснением причины данного поступка и анализа того, какие  воспитательные меры принимаются родителями.

Если занятия с детским психологом показывают, что причины воровства заключаются в отношениях между родителями и ребенком, то специалист делает упор на работу именно со взрослыми. Им нужно доступно объяснить, почему их ребенок так поступил.

Очень часто родители считают, что будет достаточно просто выпороть свое чадо, но психолог обязан научить их как адекватно реагировать на возможные проступки и уделять внимание способу общения со своими детьми.

Как поступать родителям?

Взрослые должны спокойно объяснить ребенку, в чем заключается отрицательное качество кражи. Также следует обосновать, что такой поступок повлечет за собой последствия. Ребенку важно понять: как плохо себя будет чувствовать человек, которого лишили дорогой вещи.

По выявлению специалистом причин воровства, можно составить дальнейший план совместной работы с родителями и ребенком.  Но, если после проведенной педагогом работы воровство не прекратилось, то в этом случае требуется консультация психоневролога. Опытные специалисты нашего центра раннего развития в Минске предоставят качественную консультацию по данной проблеме, и помогут общими с родителями усилиями победить детское воровство.